Наклонения глагола. Урок в 6 классе.
ВЕЛИКИЕ МЫСЛИ ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ От чтения к нам знания идут и голова становится светилом. (Г.Ф. Александров) Учитесь и читайте. Читайте книги серьезные. (Ф.М. Достоевский) Если бы к моим ногам положили короны всех королевств мира взамен моих книг и моей любви к чтению, я отверг бы их все. (Франсуа Фенелон)
Упражнение 270. 1.Прочитайте необычный диалог. Как называются наклонения, которые в нём участвуют? - Я - … наклонение. А называюсь так потому, что обозначаю действие, которое происходит наяву, действие из яви. Я реально существую в каждом из трёх времён – настоящем, прошедшем и будущем. - Я тоже наклонение, и у меня несколько имён. Самые известные из них - …и … . Я обозначаю действие, которое может произойти при определённых условиях. Меня легко узнать, со мной, как верный паж, всегда частица бы. Я, правда, не допускаю её близко, только на расстоянии. Что ещё я могло бы сказать о себе? Я навсегда выбрало себе форму прошедшего времени, но самого-то времени как морфологического признака у меня нет, потому что я только
могло бы существовать в реальной жизни. А у того, что не существует, и времени быть не может. Ну а я создано для того, чтобы повелевать: сделай, посмотри, открой… пусть я не существую в реальности и у меня тоже нет времени, я горжусь собой и своим именем. Я – … наклонение, и я умный воспитатель, поэтому иногда скрываю свою склонность к власти. И тогда я прошу, побуж-даю, призываю, а уж потом требую и приказываю. (По Г.Александровой). 2. Говоря о наклонении, автор использовал в тексте разговорную речь. Преобразуйте текст, заменив разговорную речь книжной. Что изменилось?
Попробуйте выделить корень в слове изъявительное изъявительное Что нам может рассказать об изъявительном наклонении его название? В этом слове можно обнаружить древний корень яв, который в современном языке есть в других однокоренных словах. (Явь – реальная действительность, явный – видимый, очевидный; явление – событие, случай.) Таким образом, глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия реальной действительности (как бы наяву), которые происходят, произошли или произойдут.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам; в настоящем и будущем времени – по лицам и числам; в прошедшем времени – по числам и в единственном числе по родам. На основе текста заполните таблицу. Проверьте себя Изменение глаголов в изъявительном наклонении. настоящее время будущее время прошедшее время настоящее время будущее время прошедшее время лицо лицо род (ед.ч.) число число число
Форма условного наклонения глаголов образуется от основы неопределенной формы при помощи суффикса –л– и частицы бы. Частица бы может стоять и после глагола, и перед ним, а также может быть отделена от глагола другими словами. Опираясь на текст параграфа, составьте схему. _______________ + Л + БЫ неопред.форма
Глаголы в условном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по числам, а в единственном числе по родам. На основе текста заполните таблицу. Проверьте себя Изменение глаголов в условном наклонении. время лицо число род время лицо число род ___ ___ ед., мн. м., ж., ср. (в ед.ч.)
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам, но изменяются по лицам и числам. На основе текста параграфа заполните таблицу. Проверьте себя Изменение глаголов в повелительном наклонении. время лицо число род время лицо число род ___ 2 ед., мн. ___
Образование форм повелительного наклонения 1. наст. буд. + нулевой И + те наст. буд. + нулевой И Давай (давайте) + форма изъявительного наклонения. Пусть (пускай) + форма изъявительного наклонения.
Наклонения глагола те те Изъявительное Глаголы, обозначающие действия, которые происходили, происходят или будут происходить на самом деле Что делает? Что делал (-а, -о, -и)? Что сделает? Что будет делать? Условное обозначает действия, которые желательны или возможны при определённых условиях. ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ? Образуется оно так: Глагол в прош. вр. + частица БЫ(Б) Побудительное выражают действие, совет, приказ, требование ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)? ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)? Образуется так: ⋀ ⋀ И , режЬ, режЬте
ГОВОРИ ПРАВИЛЬНО!!! Ляг – лягте, клади – кладите, положи – положите, беги – бегите.
ЗАПОМНИТЕ! Надо говорить! положил клал положи положите клади, положи кладете кладите В чем особенность глаголов с корнем –лож–? В чем особенность глаголов с корнем –клад–?
Упражнение 271. 1. Прочитайте предложения. В каком наклонении употреблены глаголы? Какое действие они обозначают? 1. Как бы я хотел принять участие в соревновании. 2. Хоть бы ты успел подготовиться к выступлению. 3. Я был бы рад, если бы мы победили в матче. 4 Скорее бы наступили каникулы! 5. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. (А.Пушкин). 6. Я хотел бы освоить компьютер. 2. Составьте схему однородных членов пятого предложения. ✒3. Пофантазируйте, что было бы , если бы уже наступили каникулы. Напишите об этом, употребив глаголы в условном наклонении.
Упражнение 272. Читать – прочитать, входить – войти, заниматься – заняться. Придумайте предложения, употребив данные глаголы в повелительном наклонении. 2. Расскажите, как вы образовали формы повелительного наклонения. 3. Определите вид глаголов. Чем различаются значения глаголов совершенного и несовершенного вида в форме повелительного наклонения.
Рисунки. 09288fba1b0c837673e461e2378ddfa3.jpg http://manannikovaev.ucoz.ru/09288fba1b0c837673e461e2378ddfa3.jpg
Литература. Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1./Е. А. Быстрова, Л .В. Кибреева и др.; под ред. Е. А. Быстровой.- 3-е изд. – М.:ООО «Русское слово», 2014 – (Инновационная школа). Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 6 класса под редакцией Е.А. Быстровой / М.В. Бабкина. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.