Учитель русского языка: Ольга Михайловна Бондарь.
Нн (отыменное) (отглагольные) И Г 1. н+н: туман + н + ый 1. от глаг. сов. вида: брошенный(бросить – что сделать?) 2. –онн- (-енн-): лиственный 2. зависимое слово: жаренный в масле картофель 3. от сущ. на –мя: именной 3. Слово оканчивается на –ованный фасованный 4. Исключения: оловянный, 4.Исключения: стеклянный, деревянный, виденный, виданный, невиданный, ветреный(но безветренный) неслыханный, нежданный, негаданный, желанный, медленный, священный, деланный, нечаянный
Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. А. Утре..яя заря, поноше..ый костюм, ноше..ые вещи, петуши..ый крик, растеря..ый вид, отвлече..ое рассуждение, смышле..ый ученик, стреля..ый воробей, подстреля..ая утка, пуга..ая ворона, непуга..ый зверь, кожаююый тисне..ый переплет, тисне..ый золотом билет, крашеююые перила, некрашеююая мебель, неслыха..ое явление, невида..ое бедствие, нежда..ый гость, дубле..ый полушубок, погаше..ый свет, гашеююая и негашеююая известь. Пута..ый ответ, запута..ое дело, воспита..ый в детдоме, избра..ый народом, мудре..ые мысли. Б. Подстреле..ая дичь. Счита..ые минуты. Разожже..ый костер. Пол, краше..ый масля..ой краской. Удостое..ый награды. Прочита..ая брошюра. Обстреля..ные позиции. Незва..ый гость. Отчая..ый поступок. Растеря..ый вид. Реше..ая учеником задача. Беше..ый зверь. Зачте..ый ответ. Смеша..ые растворы. В. 1. Скоше..ые травы, коше..ые травы, коше..ые утром травы, некоше..ые травы. 2. Стриже..ые волосы, подстриже..ые волосы, коротко стриже..ые волосы, нестриже..ые волосы. 3. Рва..ое пальто, изорва..ая обувь. 4. Писа..ая в течение года работа, неписа..ые законы. 5. Непроше..ые посетители, опроше..ые свидетели. 6. Вымоще..ая дорога, моще..ая улица. 7. Асфальтирова..ая площадка, иллюстрирова..ый журнал, балова..ый ребенок, избалова..ые дети, фасова..ые продукты, кова..ая лошадь.
Задание 2. Попробуйте свои силы в написании наречий: Обращаться гума..о, рья..о приняться за работу, смуще..о отвернуться, жизне..о важное решение, сдержа..о возражать, вести себя ветре..о, приехать нежда..о-негада..о, беше..о вертеть, мудре..о отвечать, отвечать рассея..о, поступить легкомысле..о.
Задание 4. Попробуйте различить краткие прилагательные и причастия, обосновывая выбор в них н или нн. А. Выпишите сначала предложения с краткими именами прилагательными, затем – с причастиями. 1. Войска были сосредоточены у переправы. Бойцы были молчаливы и сосредоточенны. 2. Аудитория взволнована выступлением оратора. Девушка весела и взволнованна. 3. Дети воспитаны в уважении к труду. Они аккуратны и воспитаны. 4. Сегодня учащиеся были довольно рассеяны. Ответы их весьма сбивчива и путаны. 5. Дорога пустынна. 6. Все движения его размеренны, точны. 7. Волга и Дон соединены каналом. Б. Спишите, вставляя н-нн в основах кратких причастий, прилагательных и наречий. 1. Необходимо всегда действовать обдума..о. 2. Решение это было обдума..о неоднократно. 3. Юность всегда самоотверже..а. 4. Мы действовали согласно и организова..о. 5. Лицо ее взволнова..о и печаль..о. 6. Преступление квалифицирова..о по закону. 7. Он судил обо всем ограниче..о. 8. Безумие и разум разноце..ы, как равноце..ы в мире свет и тьма.
Задание 5. Замените выделенные слова сложными прилагательными и перепишите, ставя эти прилагательные перед существительными. 1. Почва песчаная и глинистая. 2. Мастерская, где ремонтируют машины. 3. Печь, где плавят чугун. 4. Шерсть, которую гладко окрасили. 5. Рыба, которую морозили свежей. 6. Рис, который дробили очень мелко. 7. Сложное предложение, части которого связаны сочинительной связью. 8. Лес лиственный и хвойный.
Задание 6. Спишите, объясните выбор е или а перед нн в основах полных страдательных причастий (укажите в скобках неопределенную форму глагола). 1. Принадлежности моего костюма, развешанные на кольях для просушки, длинный, изрытый шагами след на песке от нашей лодки да кусты, измятые да изломанные вчера, когда я карабкался из воды, - все эти признаки ночной трагедии теперь будили в нас лишь веселые воспоминания. 2. В конце января, овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. 3. Ночуем в охотничьем кабинете, увешанном медвежьими шкурами, черепами и рогами оленей, лосей. 4. Кинжалы и пистолеты, красиво развешанные на стене, качались не переставая. 5. Направо от двери были два окна, завешенные платками. 6. Покупатель, обвешанный продавцом, долго возмущался. 7. Но вдруг лицо Воронцова приняло рассеянное и унылое выражение.
«Русский язык 10-11 классы» Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина. 2009г. «Новое пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию по русскому языку». Черкасов М.Н., Черкасова Л.Н. 2004г. «Русский язык в таблицах» Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин. 2006г. «Русский язык. Трудные вопросы на экзамене: учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы» Л.Н. Стефанова, С.Ю. Стефанова, О.Ф. Вакурова. 2007г. «Трудные вопросы морфологии» Д.Э. Розенталь. 1976г. «Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы» В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. 1983г.
Презентацию составили: ученики 10 «А» класса Брусенский Антон и Ильинская Ирина