Методы изучения русского языка
Метод — от греч. путь, способ. Метод обучения — система взаимодействия учителя и учащихся, совокупность приемов их совместной деятельности. Классификации методов обучения выделяются по разным основаниям. По источнику получения знаний и формирования умений (Л.П. Федоренко, А.В. Текучев и др.) Методы теоретического изучения языка — сообщение, беседа, чтение учебника. Метод сообщения представляет собой монологическую речь учителя, формирует речевую культуру учащихся, навыки связной речи. Компоненты сообщения: наблюдение над языковым материалом, сообщение учителя об особенностях изучаемого языкового явления, формулирование определения или правила, образец рассуждения учителя о применении теоретических сведений на практике. Сообщение должно быть логично, четко по структуре, научно и доступно по содержанию, с использованием ярких, прозрачных примеров из высокохудожественных текстов.
Методы теоретического изучения языка Беседа представляет собой диалог учителя и учеников. Деятельность учителя в процессе беседы сводится к постановке четко сформулированных вопросов по теме урока и контролю за деятельностью учащихся. Беседа активизирует учащихся, способствует выяснению уровня их подготовки к восприятию новых знаний, помогает выявить степень понимания школьниками изучаемого материала. Беседа состоит из следующих компонентов: наблюдение над языковым материалом, отвечая на вопросы учителя, ученики анализируют языковой материал, формулируют определение или правило, анализируют предложенный учителем образец применения правила. Чтение учебника – метод самостоятельной работы учащихся. Учитель должен организовать виды деятельности учащихся в процессе чтения: составление плана параграфа, таблицы, схемы, тезисов, конспекта, задать вопросы по прочитанному, привести свои примеры.
Методы теоретико-практического изучения языка Языковой разбор заключается в анализе языковых явлений по заданию учителя. По объему разбор может быть частичный (на этапе объяснения и закрепления) и полный (на этапе повторения и обобщения). В зависимости от содержания изучаемого материала различаются следующие виды языкового разбора: фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, стилистический. Каждый вид разбора имеет определенный порядок, т. е. схему. Упражнение – задание репродуктивного характера, состоит в применении известных учащимся знаний к подготовленному учителем языковому материалу (словам, словосочетаниям, предложениям, тексту). Методы практического обучения речи Подготовка и создание связных высказываний: - изложение - сочинение.
Методы обучения по характеру познавательной деятельности (Т.В. Напольнова, И.М. Подгаецкая) Объяснительно-иллюстративный метод, или информационно-рецептивный (рецепция – восприятие). Учащиеся получают информацию в готовом виде: объяснение учителя или чтение учебника. Учащиеся должны воспринять, осмыслить и запомнить информацию. Репродуктивный метод (воспроизведение) состоит в выполнении заданий по имеющемуся образцу. Метод проблемного изложения. Учитель показывает образцы решения проблемы на всех этапах: постановка проблемы, определение этапов решения проблемы, решение проблемы, формулирование выводов, проверка правильности решения проблемы.
4. Частично-поисковый (эвристический) метод состоит в обучении учащихся выполнять отдельные этапы решения проблемы. Предполагает коллективное решение каждого этапа. Прием этого метода – эвристическая беседа: учащиеся приходят к новым знаниям, отвечая на вопросы учителя. 5. Исследовательский метод состоит в решении учащимися новых проблем (учащиеся самостоятельно выполняют все этапы решения проблемы). Прием этого метода – познавательная задача.