Материал к урокам русского языка. Изучение морфологии. (5 класс) Автор: Алимова Алла Викторовна ГОУ Гимназия №56 Санкт-Петербург учитель русского языка и литературы высшей категории
МорфологияМорфология – раздел науки о языке, который изучает слова как часть речи.Самостоятельные части речиСклоняемыеимя существительноеимя прилагательноеимя числительноеместоимениеСпрягаемыеглагол
МорфологияСлужебные части речипредлогиз-подиз-задляоколопри… союз иилипотому чтотак какчтобы но…частицаразве неужелине ни лишь только
МорфологияОпределить часть речиДва, двоиться, двушка, двойной, двойник, раздвоить, двуликий, удвоить.2. Жалость, жалеть, жалостливый, жалкий.3. Белый, белобокий, отбелить, беляк.Образовать от данных слов новые с указаннымзначением.Предмет: мудрый, скупой, любопытный, добрый, чистый, кричать, входить, вдыхать.2. Признак предмета: стыд, зависть, ложь, трус, хвастать, ворчать, заботиться.
МорфологияСловарь корней:-свят-//-свящ-Свято, святой, священный, посвятить поэму-свет-Светлый, светло, светить, посветить фонарёмЗаписать текст, объяснить все орфограммы, обозначить части речи. Поз..няя ос..нь, выпал снег. Белой п..л..ной (по)крыл он вя..кие б..лота, д..лины и л..систые сопки. (С)права (от)дороги лес (по)р..дел. Скво..ь голые дерев..я видно д..леко (во)кру.. .
МорфологияМожно ли узнать слова каких частей речи использованы в предложении?Глокая куздра штеко будланулабокра и кудрячит бокренка.
МорфологияГлагол.Вид:совершенный что сделать? несовершенный что делать?Спряжение:1 спряжение:все остальные глаголы +брить, стелить, зиждиться. 2 спряжение:на - ИТЬ + исключения: гнать, держать, дышать, слышать, вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, смотреть, обидеть, терпеть.
ГлаголЛичные окончания глаголов.
ГлаголВставить пропущенные буквы, определив спряжение и вид глагола. Выделить окончания. ре...т пока...тся разве...т ла...т леле...т ма...тся посе...шь расстел...шь раста...т стел...тся ча...т муч...шь чу...т помер...шь измер...т ненавид..т ба...т бле...т устел...т заиндеве...т раска...шься посмотр…т
ГлаголВставить пропущенные буквы, определив спряжение и вид глагола. Выделить окончания.Он мо..т п..суду (в)раковин.. .Она чита..т книгу (на)балкон.. .Ребята пол..т гря..ку в огород.. .Непоседы верт..т руч?ку на урок.. .Кошка гон..т гусака (по)полян.. .Дедушка кол..т дрова (на)веранд.. .Девочки кле..т книгу (в)библиотек.. .Аня работает у окна, а скворка верт..тся рядом. Смотр..т птич..ка, что девоч..ка дела..т и балу..т..ся. То краску трон..т, то карандаш у Ани хоч..т (ото)брать, то быстро вскоч..т (на)листок. Меша..т.
Обыч..но мы с подругами стоим на полк.., дыш...м пылью и скуча...м. Но бывают радос..ные дни, когда кто-нибу..ь приблизится к нам протян...т руку, достан...т меня с полк.., сяд...т в кресло и склон...т надо мной голову. Сентиментальный добряк держ...т меня бережно, медленно листа...т. Он кача...т головой, морщ...т лоб, потира...т лысину, иногда плач...т, даже рыда...т. Потом встан...т, задума...тся опуст...т вниз голову и уйдет, оставив меня л..жать одну на столе. Подойдет весельчак, посмотр...т на меня, поверт...т в руках, из любопытства заглян...т внутрь, полиста..т, заинтересу...тся.
Имя существительное.ОГЗ: предмет, явления, отвлеченные понятияВОПРОСЫ: кто? что?Существительные делятся на:одушевленные и неодушевленныесобственные и нарицательныеСуществительные относятся к одному из трех родов: женскому мужскому среднему!!! (бывают существительные ОБЩЕГО рода: неряха, забияка, обжора)
Имя существительное
Имя существительноеПрочитайте высказывание, выпишите все существительные.Как рождается победа. Только в гордом горячем порыве, в страстной любви к своей родной стране, смелости и энергии родится победа. И не только и не столько в отдельном порыве, сколько в упорной мобилизации всех сил, в том постоянном горении, которое медленно и неуклонно сдвигает горы, открывает неведомые глубины и выводит их на солнечную ясность. М. Ломоносов
Имя существительноеПадежные безударные окончания имен существительных
Имя существительноеБыл в библиотек.., жил в деревн.., побывал в галере.., написал матер.., говорили о лет.. и об осен.., отдохнуть на опушк.., был в музе.., шел по карт.., грелся у печк.., играла на пианин.., купил в магазин.. или на рынк.., проехать на маршрутк.., заниматься в кабинет.., читать на веранд.., доплыть до отмел.., вернуться из гаван.., мечтать об аттестат.., остаться на пристан.., в легком ине.., жить в Сибир… .
Имя существительноеВ старой избушк..Пробежал по барж..Главное в жизн..Памятник в столиц..Лежать на диван..В ближайшей окрес..ност..В детективном аген..ств..Думать о сверс..ник..В степной пустош..В березовой кадушк..Позаботиться о пшениц..
Источники:1.Ларионова Л.Г. Сборник упражнений по орфографии: 5 кл.: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 112 с.2. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 кл: Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А . Ладыжен-ская; Сост. Л.А. Тростенцова. – 3 изд., перераб. – М., Просвещение, 1989. – 175 с.3. Тростенцова Л.А., Стракевич М.М. Дидактические материалы по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя. – М.- Просвещение, 2000. – 128 с.