Повторение изученного из раздела «Лексика». Знакомство с понятием «паронимы»
Словарная работа Спишите, расставьте ударение в словах: Гомеопатия, граждане, гражданство, кета, паралич, правнучка, бархатистый, каменистый, мускулистый, грушевый, кедровый, доцент, прадедовский, зубчатый, мелкозубчатый, развитой, малоразвитый, возрастной, великовозрастный.
Самопроверка: Гомеопатия, граждане, гражданство, кета, паралич, правнучка, бархатистый, каменистый, мускулистый, грушевый, кедровый, доцент, прадедовский, зубчатый, мелкозубчатый, развитой, малоразвитый, возрастной, великовозрастный.
Паронимы – однокоренные слова одной и той же части речи, близкие по звучанию, но различающиеся приставками или суффиксами и не совпадающие по значению. Например: Уплатить – оплатить, одеть – надеть, главный – заглавный, безответный – безответственный, длинный – длительный, дипломатичный – дипломатический.
Задание №1 Задание №1
3. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова НАСЛЕДСТВО. А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством прошлого. Б) Юрист объяснил мне правила вступления в наследство.. 2. Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ. А) Я всегда тщательно исполняю домашние задания. Б) Эту песню исполнил известный певец..
Задание №2 Укажите правильный вариант словосочетания: Гуманное решение – гуманитарное решение Жёсткий поступок – жестокий поступок Успевающий человек – преуспевающий человек Решающий человек – решительный человек Выглядеть комично – выглядеть комически Слова осуждения – слова обсуждения Абонент не отвечает – абонемент не отвечает Человеческий род – человечный род Обратный билет – обратимый билет
Подберите синонимы к словам: Банальный Инфантильный Конструктивный Расточительный 5. Романтичный 6. Искусный 5. «Избитый», пошлый 6. По-детски недоразвитый Плодотворный 3. Много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек 2 . Мечтательно-созерцательный 4. Умелый, хорошо знающий своё дело Слова для справок 1. Плодотворный. 2. Мечтательно-созерцательный 3. Много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек 4. Умелый, хорошо знающий своё дело 5. «Избитый», пошлый. 6. По-детски недоразвитый
Домашнее задание: Стр. 30 (контекстуальные антонимы) Стр. 32 (антитеза, оксюморон, паронимы) Упр.51, 54, 55 – устно Упр. 56 – письменно
Использованная литература: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М., Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи»; Москва, Просвещение, 2008 2. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н., Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы; Москва, ТЦ Сфера, 2006 3. Книгин И.А., Словарь литературоведческих терминов; Саратов, Лицей, 2006 4. Львова С.И., Цыбулько И.П., Репетитор: ЕГЭ-2009. Русский язык; Москва, Ппросвещение, 2009