Использованиеалгоритмов на уроках русского языка Тулаева И. В.
Практический опыт работыубедил нас в том, что целесооб-разнее вместо нескольких раз-розненных правил предложитьдетям одно обобщённое и даватьего сразу, не опасаясь, что оноокажется слишком сложным длявосприятия школьников.
С учетом того, что современныепрограммы по русскому языку по-разному распределяют материалпо классам, знакомство с правилом(любым) может состояться и в 5-ом,и даже во 2-ом классах: отрабаты-вать навыки можно на доступномдетям материале, с учетом ихвозрастных и индивидуальныхособенностей, повышая уровень сл.
Так мы будем формировать,закреплять и совершенствовать на-выки, а не собирать мозаику,элементы которой могут и несложиться в нужную нам картину. Однако знание правила – несамоцель. Гораздо важнее - уметьего применять. Этому учит алгоритм.
Как справедливо замечалаМ. М. Разумовская, «проблемасостоит ещё и в том, что правилмного и все их удержать в памятине просто».Алгоритм помогает нам объединятьчастные правила в одно (схема,рифмованный алгоритм, алгоритм).
Объединение ряда орфограмм валгоритм (обобщённо-сопостави-тельные блоки) позволяет сократитьколичество изучаемых правил, даётвозможность выйти на более высо-кий качественный уровеньграмотности.
Модель обучения орфографии,построенная по принципу опоры наалгоритмы орфографическихдействий, особенно эффективна вусловиях, когда нужно обобщитьпройденный материал, привести егов систему, подготовить к тесту,зачёту, экзамену.
В кабинете имеются папки (15), вкоторых собраны алгоритмы потемам школьного курса. У учащихсяимеются и свои справочники, вкоторых есть алгоритмы.
Модель обучения орфографии,построенная по принципу опоры наалгоритмы орфографическихдействий, особенно эффективна вусловиях, когда нужно обобщитьпройденный материал, привести егов систему, подготовить к тесту,зачёту, экзамену.
Этапы работы с алгоритмом ♦ Первый этап – знакомство салгоритмом, порядком егоприменения и образцамирассуждения.Главное – терпение и внимание,последовательность действий.
Этапы работы с алгоритмом ♦ Второй этап – овладениеалгоритмом. Необходим контрольсо стороны учителя за умственны-ми действиями ученика(проговаривание образца). Точная информация о причинахошибок. Нельзя опускать подроб-ные рассуждения при работе.
Этапы работы с алгоритмом ♦ Третий этап – контрольно-тренировочное задание (или система заданий) в письмен-ной форме. На этом этапе учащиеся действуютсамостоятельно.
Этапы работы с алгоритмом ▪ Самостоятельная работа наэтапе первичного закрепленияпроверяется сразу.▪ Самопроверка и взаимопроверкапо контрольной карточке, котораяприлагается к тесту,- эффективный приём.
Этапы работы с алгоритмом ▪ Четвертый этап – контроль.Этот этап проводится на основетестов (выбор номера правильногоответа в зависимости от характеразадания.Конечная цель поэтапной работы –сокращённый алгоритм без комментариев вслух.