Игорь Северянин Выполнил ученик 11Б класса Такашев Сергей
Серебряный век Выражение «серебряный век» русского искусства применительно к концу XIX – началу XX столетия, и возникло оно как обозначение крупнейшего этапа в его развитии после пушкинского «золотого века».
Акмеизм От греческого слова «акме» – высшая степень чего-либо, цветущая сила. Акмеисты ставили своей задачей возвратить слову изначальный, простой смысл, освободить его от символистических толкований.
У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». У акмеистов роза опять стала хороша сама по себе, своими лепестками, запахом и цветом, а не своими мыслимыми подобиями с мистической любовью или чем-нибудь еще». С. Городецкий
Футуризм От латинского «футурум» – будущее». «Только мы – лицо нашего времени, – заявляли футуристы. – Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов. Сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и прочих, и прочих с парохода современности».
«Я так люблю поэзию русского серебряного века. В области передачи нежного и драгоценного в человеческой любви, влюбленности, в отношении пластики и изящества, соединенных с чудной лаконичностью, и, наконец, что касается выражения особого…сверхчуткого, сверхвнимательного и одновременно явно художественного ощущения природы – ночи, весны, лета, усадьбы в старинном парке, прелести любимой женщины, обаяния молодости, юности, смеха, грусти, разрыв – тоски, упоения и т.д. – во всем этом есть что-то постоянно отроческое, начальное и изначальное». «Я так люблю поэзию русского серебряного века. В области передачи нежного и драгоценного в человеческой любви, влюбленности, в отношении пластики и изящества, соединенных с чудной лаконичностью, и, наконец, что касается выражения особого…сверхчуткого, сверхвнимательного и одновременно явно художественного ощущения природы – ночи, весны, лета, усадьбы в старинном парке, прелести любимой женщины, обаяния молодости, юности, смеха, грусти, разрыв – тоски, упоения и т.д. – во всем этом есть что-то постоянно отроческое, начальное и изначальное».
Время требует мифов… Среди множества мифов XX века живёт и миф о поэте Игоре Северянине. О том, что он якобы ввёл в свою поэзию интонации самовосхваления и самолюбия, названной “северянинщиной”.
“Северянинщина” Это дурной вкус, эпатаж, этакая “пошлинка” в поэзии. Как же сегодня объяснить эту “северянинщину”, её проникновение в творчество поэта, безусловно, талантливого?
Игорь Лотарев родился 4(16) мая 1887 года в Петербурге. Родился я, как все, случайно… Был на Гороховой наш дом. «Роса оранжевого часа»
В “Северном триолете” поэт передаёт всю свою любовь к Северу. Что Эрик Ингрид подарил? Себя, свою любовь и Север. Что помечталось королеве, Всё Эрик Ингрид подарил. И часто в рубке, у перил Над морем, чей-то голос девий Я слышу: «он ей подарил Себя, любовь свою и Север».
Цель творчества – познание души Обратив внимание на внешнее – стилистические новации, - мы почти забыли об эмоциональном и духовном начале его поэзии – познании души. «Душа – единственная истина! Самоутверждение личности! Поиски нового без отвергания старого!» – провозглашает молодой поэт.
Осмысленные неологизмы Неологизмы И. Северянина позволяют ему с замечательной остротой выразить главное содержание его поэзии: чувство современности. Помимо того, что они часто передают понятия совершенно новые по существу. “Озерзамок” “Перекочкать” “Онездешниться” “Ядоцвет” “Алогубы” “Грезофарс” “Поэза” “Миррэлия” (светлое царство) “Окалошить” “Златополдень” “Вуалит негой феордов сага”
В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз». В его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные — на грани пародии и пошлости — формы:
“Самогимн” Мой стих серебряно-брильянтовый Живителен, как кислород. “О гениальный! О талантливый!” – Мне возгремит хвалу народ. И станет пить ликёр гранатовый За мой ликующий восход ... … Я – я! Значенье эготворчества – Плод искушённой Красоты!
Расцвет творчества Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». «Громокипящий кубок» – сборник, который пользовался шумным успехом и составил ему славу салонного поэта, воспевающего «красивости» и «изыски» великосветской и богемной жизни. За два года «Громокипящий кубок» выдержал семь изданий.
Мечтательность Отождествляется “поэт с открытой душой” и его лирический герой Создаётся новый образ – мечтателя, постоянно обманывающегося и разочаровывающегося в мире. Я чувствовал, поле опять изумрудно, И лютики в поле цветут… …Но это же гадость! Тогда я взял глобус И, в грёзах, поехал в Китай. Май 1912
Лирика
Ирония Это – ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Ирония Северянина направлена не против лиц, а против явлений. Против фальши, бездушия, озлобления и невежества. Бесчисленные ландо, экипажи. Кабриолеты, встречающиеся в его произведениях, - признаки “весеннего удушья”.
“Жизнь человека одного – дороже и прекрасней мира”. Он упрямо и настойчиво повторяет мысль о превосходстве человека над миром. Это звучит как продолжение слов Ф. Достоевского о том, что счастье невозможно построить на слёзах и на крови.
“Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!” В феврале 1918 года в Москве на поэтическом вечере он был избран “королём поэтов”, опередив Маяковского и Бальмонта. Я так велик и так уверен В себе, настолько убеждён, Что всех прощу и каждой вере Отдам почтительный поклон. (“Рескрипт короля”)
Отзывы критиков А. Блок В. Брюсов В. Адамс
Отзыв А. Блока “Я преуменьшал его, хотя он и нравился мне временами очень. Это – настоящий, свежий, детский талант. Храни его бог”. “Я теперь понял Северянина. Это – капитан Лебядкин.” И прибавил: “Ведь стихи капитана Лебядкина очень хорошие”.
Отклик В. Брюсова “Это – художник, которому открылись тайны стиха и который сознательно стремится усовершенствовать свой инструмент, «свою лиру», говоря по-старинному”. “…Не всегда легко различить, где у И. Северянина лирика, где ирония. Не всегда ясно, иронически ли изображает поэт людскую пошлость, или увы! сам впадает в мучительную пошлость”.
Воспоминания друга
Ответ критикам На упрёки в пошлости сам Игорь- Северянин ответил в 1918 году в стихотворении “Двусмысленная слава”: Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы – Двусмысленны по существу.
«Он весь – дитя добра и света, он весь – свободы торжество!». Весь поэтический мир И. Северянина изначально двойствен. Поэт как бы взвешивает на весах добро и зло: “И в зле – добро, и в добром – злоба”.
Расставание с Родиной Каждое лето он проводил в Эстонии, в Эст-Тойлу. Но в 1920 году образование Эстонии, как самостоятельной республики, отрезало поэта от Родины. Он почти безвыездно жил в деревне со своей женой Фелиссой Круут. Моё одиночество полно безнадёжности, Не может быть выхода душе из него… (“Утомлённый душой”)
«Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», — так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное. И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», — отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления. «Качнуло небо гневом грома, метнулась молния», — так начинается это произведение, настраивающее читателя на лирический лад. Однако уже в первой строчке возникает некое напряжение, подразумевающее последующее развитие событий. И действительно, вслед за дождем грянул град, который автор сравнивает с прозрачным виноградом. Северянин очень тонко подмечает, что в этот момент «июль дохнул зимой», заставив его на мгновение поверить в невозможное. И этого удивительного мига хватило, чтобы вдохновить поэта на новые строки, придать стихам глубину, звучание и совершенно иную окраску. «Я пил вино, и в грезах сока в моем бокале таял град», — отмечает Северянин, искренне восхищаясь тем что стал очевидцем такого восхитительного природного явления.
«Двусмысленная слава» Моя двусмысленная слава Двусмысленна не потому, Что я превознесён неправо, — Не по таланту своему, — А потому, что явный вызов Условностям — в моих стихах И ряд изысканных сюрпризов В капризничающих словах. Во мне выискивали пошлость, Из виду упустив одно: Ведь кто живописует площадь, Тот пишет кистью площадной. Бранили за смешенье стилей, Хотя в смешенье-то и стиль! Чем, чем меня не угостили! Каких мне не дали «pastilles»! Неразрешимые дилеммы Я разрешал, презрев молву. Мои двусмысленные темы — Двусмысленны по существу. Пускай критический каноник Меня не тянет в свой закон, — Ведь я лирический ироник: Ирония — вот мой канон.
Анализ
«Не завидуй другу» Не завидуй другу, если друг богаче, Если он красивей, если он умней. Пусть его достатки, пусть его удачи У твоих сандалий не сотрут ремней… Двигайся бодрее по своей дороге, Улыбайся шире от его удач: Может быть, блаженство — на твоем пороге, А его, быть может, ждут нужда и плач. Плачь его слезою! Смейся шумным смехом! Чувствуй полным сердцем вдоль и поперек! Не препятствуй другу ликовать успехом: Это — преступленье! Это — сверхпорок!
Анализ Он призывает не только самого себя, но и окружающих уверенно идти по выбранному пути и не оглядываться на чужие достижения, которые вызывают зависть . Сострадание – совсем не то чувство, которое, как считает поэт, нужно испытывать по отношению к другу. Ведь для него гораздо важнее, чтобы близкие люди не выражали свое сочувствие в тяжелые минуты, а умели радоваться, когда человек находится на вершине славы и благополучия. Поэтому Северянин подчеркивает: «Не препятствуй другу ликовать успехом: это — преступленье! Это — сверхпорок!». В понимании автора, зависть способна разрушить самую крепкую дружбу, и виновнику подобного нет прощения.
Смерть В 1940 поэт признается, что "издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю". Поэт умер 20 декабря 1941 г. в оккупированном немцами Таллинне от сердечного приступа Похоронен там на Александро-Невском кладбище.
Как хороши, как свежи будут розы, Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!