Игорь Северянин Игорь Северянин «впечатления скуки не производит, он странен, часто нелеп, порой вульгарен, но самостоятелен». В. Брюсов( 1887 – 1941 )Учитель Лебедева Е.И.
Игорь Васильевич Лотарев (он взял себе звучный псевдоним Северянин) родился 4 (16) мая 1887 в Петербурге в семье офицера. Из-за сложных отношений между родителями провел отрочество в Сойволе близ г. Череповца Новгородской губернии, где находилась усадьба дяди. Учился в Череповецком реальном училище, затем уехал на Дальний Восток, где его отец получил место коммерческого агента. в 6 лет
И.Северянин дебютировал в 1905 г. и до 1912 г. издал более 30 брошюр-сборников.Поэта сопровождала скандальная известность, восторженные славословия и злобные нападки.Он стал одним из поэтических кумиров, а в 1918 г. в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королём поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта.По этому поводу он написал: «Я избран королём поэтов – да будет подданным светло!»
Северянин сознательно культивировал свой образ изысканного поэта-кумира. Он появлялся на поэтических вечерах с орихедеей в петлице, называл свои стихи «поэзами», читал в напевном ритме, отвечавшем их ярко выраженной музыкальности. «Поэт и его слава» – эта тема заняла важное место в творчестве Северянина. Ему принадлежат знаменитые строки: «Я, гений Игорь Северянин, Своей победой упоен: Я повсеградно оэкранен! Я повсесердно утвержден!»
В 1913 Северянин издал в московском издательстве «Гриф» свою первую большую книгу стихов «Громокипящий кубок», с предисловием Ф.Сологуба. В первой части сборника, «Сирень моей весны», детская чистота и непосредственность чувств сочеталась с манерным эстетизмом. Вторая часть, «Мороженое из сирени», была посвящена теме вмешательства цивилизации в мир естественных человеческих отношений. В третьей части, «За струнной изгородью лиры», поэт обретал идеал в искусстве и облагороженной человеком природе. Об этом свидетельствуют названия стихов – «Врубель», « Коктебель» и др. Северянин утверждал в стихах мысль о том, что мир спасется благодаря красоте и поэзии. Четвертая часть сборника – поэтический манифест эгофутуризма. «Я царь страны несуществующей», – сказал Северянин в этой части «Громокипящего кубка». Выход «Громокипящего кубка» сделал Северянина кумиром читающей публики. В течение двух лет книга выдержала семь изданий.
В «Автопредисловии» к сборнику «Громокипящий кубок» И.Северянин признавался : «…я , очень строго по-своему, отношусь к своим стихам и печатаю только те поэзы, которые мною не уничтожены, т.е. жизненны. Работаю над стихом много, руководствуясь только интуицией…»
Особой популярностью пользовались «поэзоконцерты», где Северянин нараспев читал свои «поэзы», рассчитанные , скорее, на слушателя, чем на читателя : «Кто не слушал меня, тот меня не постиг». Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал свысока, встряхивая нависающими на лоб чёрными , подвитыми кудряшками.
В 1911 г. Северянин создал группу эгофутуристов. Название «эгофутуризм» ставит в центр «эго», т.е. «Я» поэта, отсюда самовозвеличивание, раздражавшее многих. Северянин пытался обновить поэтический язык, вводя в него неологизмы и пользуясь самыми смелыми метафорами. Неологизмы встречаются в стихотворениях Северянина на каждом шагу: «быстро-темпный», «олунённый», «разузорены», «огимнив». Кроме неологизмов поэт использует непривычные словосочетания : «вы такая эстетная», «вдохновляюсь порывно», «пора популярить изыски», «водопадное сердце» и др.
Северянин выдвинул программу изобретённого им направления. Душа – единственная истина. Самоутверждение личности. Поиски нового без отвергания старого. Осмысленные неологизмы. Смелые образы, эпитеты. Борьба со стереотипами. Разнообразие мира.
Чем так привлекал поэт своих читателей-современников? Северянин очаровывал необычным, ярким, новым – звуками, ощущениями, красками, ритмами. Он превращал будничную жизнь в праздник, уводил в выдуманный мир роскоши и красоты.
Начавшаяся в России гражданская война застала И.Северянина в Эстонии, где он и остался до конца жизни.Жил в уединении в рыбачьем посёлке Тойла. Ему удалось издать несколько поэтических книг, в числе которых «Падучая стремнина» (1922), «Соловей» (1925) и др. В стихотворении «Классические розы» (1925) Северянин пророчески написал:«Как хороши, как свежи были розы,Моей страной мне брошенные в гроб!»Умер И.Северянин в Таллине 20 декабря 1941 г.
«Нынче мне дорог и близок Игорь Северянин… Над памятью его смеялись, его освистывали, называли пошлым и салонным, и всё это оскорбительное месиво звучало ещё при его жизни. К счастью, во мне всё-таки нашлись силы, чтобы разобраться во всём этом. И я постепенно стал его приверженцем. И я увидел, что это поэт …не замаравший себя на протяжении всей жизни ни скоропроходящими политическими, ни какими-то иными пристрастиями. Б.Окуджава Обложка книги о СеверянинеАллы Марченко
РодникВосемь лет эту местность я знаю.Уходил, приходил, - но всегдаВ этой местности бьёт ледянаяНеисчерпываемая вода.Полноструйный родник, полнозвучный,Мой родной, мой природный родник,Вновь к тебе (ты не можешь наскучить!)Неотбрасываемо я приник.И светло мне глаза оросили Слёзы гордого счастья, и яВосклицаю: ты – символ России,Изнедривающая струя! 1914. Июль