Лев Николаевич Толстой Человек- художник -мыслитель.
В поисках истины. “Восемьдесят тысяч лье вокруг себя самого”. Так говорил один из современников о духовных исканиях Л.Н. Толстого. Дневники, письма ,произведения и их варианты, мемуарная литература - всё свидетельствует о справедливости сказанных слов. Как бы ни был противоречив Лев Толстой, в нём всегда звучали три мотива восприятия и оценки себя, рядом живущих людей и окружающего мира.
В поисках истины. Первый из них - удивительная по трогательности восприимчивость красоты и вечности жизни, а рядом с этим - ощущение хрупкости, незащищённости всего живого, обостренное чувство тревоги за его судьбу. Л.Т. Был убеждён, что легко любить всё человечество, трудно любить ближнего. Отсюда пристальное внимание писателя к проблемам жизни и смерти человека, к поиску им бессмертных начал существования.
В поисках истины. Второй - “чистота нравственного чувства” (впервые на это обратил вниманиеН.Г. Чернышевский). Видение мира изначально с точки зрения его божественной, непреходящей сущности, “первообраза гармонии”, когда искреннее чувство ведёт каждого из нас к пониманию “правды о мире и душе человека”.
В поисках истины. Третий - “диалектика души” (термин Н.Г. Чернышевского)- редкий дар природы. Из живущих на этой земле людей только единицыобладали способностью к духовнымпереворотам и подлинно нравственному развитию. “Диалектику души” часто путают с возрастным развитием человека. Каждый из нас проходит свой путь становления, мужания и умирания, подчиняясь естественным законам мироздания. Но далеко не каждому суждено пережить процессы внутреннего преображения.
В поисках истины. Смысл жизни Толстой видит в служении людям. жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньще брать от людей и как можно больше давать людям.
Самообразование. Достаточно вспомнить, как активно и на протяжении всей жизни писатель изучал иностранные языки. С детства он в совершенстве знал французский, чуть-чуть хуже немецкий и английский. В молодости изучал татарский и арабский. Читал на всех славянских языках. В зрелые годы самостоятельно освоил древнегреческий, латинский, древнееврейский. В 80 лет, когда в Дневнике появляется запись “Идет последняя весна моей жизни”, он садится за изучение голландского языка.
Общественная деятельность. Ещё большее удивление вызывает общественный темперамент Л.Т., проявившийся с юности и не угасавший до конца его дней. Он был инициатором многих общественных организаций, создателем разного рода социальных проектов, основателем уникальной, до сих пор ещё по-настоящему неоценённой педагогики, первооткрывателем глубинных тайн человеческой психики, религиозным мыслителем, теоретиком искусства, талантливым лесником и садоводом, и великим художником.
В поисках истины. Учителя музыки, обучавшие Л.Т. в детстве, считали, что у него есть все задатки большого музыканта. До нас дошли его рисунки, свидетельствующие о способностях и в этой области. Л.Т. всегда тянуло к новым и неизведанным явлениям жизни. Отсюда его реформаторские мечтания в области хозяйственно-экономической деятельности, нашедшие выражение на страницах “Анны Карениной” и в социальных трактатах, участие в Кавказской и Крымской войнах, где ему открылись подлинные бездны жизни и где он понял, что война “противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие”, Рисунки Толстого к роману Ж.Верна
Творческое наследие. Масштаб личности Льва Толстого просто потрясает. Он сумел рассказать о себе столько, сколько не сделал ни один живущий на этой земле человек: из 90 томов его Полного собрания сочинений 13 – это дневники жизни, 31 – письма (их там более 10 000), а каждое произведение – частица его души, мыслей, чувств. Как-то он заметил, что, опуская перо в чернильницу, он оставляет там кусок своего мяса.ЛЕВ ТОЛСТОЙ. ЯСНОПОЛЯНСКАЯ ШКОЛА
Творческое наследие. В раннем детстве мы открываем его“Азбуку”, становимся старше – трилогию “Детство”, “Отрочество”, “Юность”, а в зрелые годы наслаждаемся его романами “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, его рассказами и повестями “Три смерти”, “Казаки”, “Холстомер”, “Хозяин и работник”, “Смерть Ивана Ильича”, “Крейцерова соната”, “Отец Сергий”, “Фальшивый купон”, “Хаджи-Мурат”, плачем и смеёмся над страницами его пьес “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”, “Живой труп”, “И свет во тьме светит”.
Мировоззрение писателя. В юности он мечтал стать самым богатым, самым великим и самым счастливым человеком на этой земле. Все эти желания он мог бы легко осуществить. Но от богатства отказался. Славой, а он при жизни был признан великим художником, “апостолом любви”, тяготился, счастливым не захотел быть – нельзя быть счастливым, когда вокруг тебя столько страданий… Л. Н. Толстой и С. А. Толстая.
О семье. Родился я и провел первое детство в деревне Ясной Поляне. Матери своей я совершенно не помню. Мне было 1,5 года, когда она скончалась. По странной случайности не осталось ни одного ее портрета, так что как реальное физическое существо я не могу себе представить ее. Я отчасти рад этому, потому что в представлении моем о ней есть только ее духовный облик, и все, что я знаю о ней, все прекрасно.
О семье. , Отец был среднего роста, хорошо сложенный, живой сангвиник, с приятным лицом и с всегда грустными глазами.… Занятие его составляло хозяйство и, главное, процессы, которых тогда было очень много у всех и, кажется, особенно много у отца, которому надо было распутывать дела деда. Процессы эти заставляли отца часто уезжать из дома. Кроме того, уезжал он часто и для охоты — и для ружейной и для псовой. …Дома отец, кроме занятия хозяйством и нами, детьми, еще много читал. Он собирал библиотеку, состоящую, по тому времени, в французских классиках, исторических и естественноисторических сочинениях.
Семья Л.Н.Толстого. Детей нас было пятеро: Николай, Сергей, Дмитрий, я- и меньшая сестра Машенька, вследствие родов которой и умерла моя мать.
Мечты детства. Когда нам с братьями было — мне 5, Митеньке 6, Сереже 7 лет, Николай объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга, все сделаются муравейными братьями. (Вероятно, это были Моравские братья, о которых он слышал или читал, но на нашем языке это были муравейные братья Л. Н. Толстой с внучкой Танечкой Сухотиной перед домом.
Путь к Толстому. Понять Толстого – это значит самому, хотя бы на какое-то время, попытаться войти в круг осмысления таких проблем, как человек и природа, жизнь – смерть – бессмертие; свобода и несвобода в судьбе человека и общества, долг и счастье, ступени жизни: от детства через “пограничную ситуацию” к воскресению; вера и сомнение; добро и зло, насилие – усилие – “непротивление злу насилием”, красота истинная и ложная, благо животное и духовное. Л. Н. Толстой рядом со своими скульптурным портретом работы И.Е. Репина. 1891 г. Ясная Поляна. Фотография Е.С. Томашевича.
Толстой и народ. «Уничтожьте выкупные платежи,уничтожьте земских начальников и розги, уничтожьте церковь государственную, дайте полную свободу веры, уничтожьте обязательную воинскую повинность, а набирайте вольных ,если вы правительство и заботитесьо народе, а водку запретите — и посмотрите, что будет с русским народом через 10 лет.» (Письмо Л.Т. к Н. Н. Страхову. 24 апреля 1892 г.)
Толстой и народ. Мы живем здесь и устраиваем столовые, в которых кормятся голодные. Не упрекайте меня вдруг. Тут много не того, что должно быть, тут деньги от Софьи Андреевны и жертвованные. тут отношения кормящих к кормимым, тут греха конца нет; (но не могу жить дома, писать. Чувствуюпотребность участвовать, что-то делать. И знаю, что делаю не то, но не могу делать! то, а не могу ничего не делать. Славы людской боюсь и каждый час спрашиваю себя, не грешу ли этим, и стараюсь строго судитьсебя и делать перед богом и для бога(ноябрь 1891г)Л. Н. Толстой и его помощники составляют списки крестьян, нуждающихся в помощи.
Кавказ. Граф Николай Николаевич служил в артиллерии на Кавказе во время войны с горцами и сманил туда младшего брата по выходе его из университета. И Лев Николаевич с братом поехал юнкером на Кавказ. «Это было и мучительное и хорошее время. Никогда, ни прежде, ни после, я не доходил до такой высоты мысли, не заглядывал туда, как в это время, продолжавшееся 2 года я нашел, что есть бессмертье, что есть любовь и что жить надо для другого, для того, чтобы быть счастливым вечно... .
Севастополь. Велика моральная сила Русского народа. Много политических истин выйдет наружу и разовьется в нынешние трудные для России минуты. Чувство пылкой любвинесчастий России, оставит надолго следы в ней. Те люди, которые теперь жертвуют жизнью, будут гражданами России и не забудут своей жертвы. Они с большим достоинством и гордостью будут принимать участие в делах общественных, а энтузиазм, возбужденный войной, оставит навсегда в них характер самопожертвования и благородства.
Битва за Севастополь. Бриг «Меркурий ведёт бой с двумя турецкими кораблями.Наваринский бойЧесменский бой.
Музей Толстого. Государственный музей Л.Н.Толстого - один из старейших литературных музеев России. Идея его создания возникла в те дни, когда русское общество было потрясено уходом великого старца из Ясной Поляны и его смертью 7 ноября 1910г. на станции Астапово. Трагические события усилили интерес к личности писателя и его творческому наследию. Современники Толстого старались собрать и сохранить все, что было связано с его памятью. Открытие музея Толстого в Москве в первую годовщину со дня смерти писателя стало событием в истории русской культуры.
Государственный музей Толстого в Москве. Государственный музей
Жизненное кредо писателя. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться. Ошибаться, начинать и бросать. И опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие- душевная подлость.»
Мысли о вечном… «Разговор о божественном и вере навёл меня на великую, громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта—основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.»
Авторский проект по литературе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ №4 города Соль –Илецка»Андреевой Светланы Анатольевны.Соль- Илецк 2007г.