МБ ОУ Газопроводская СОШ с.Починки,Починковского района, Нижегородской области.Презентация по литературе.Тема: «Причуды матушки-зимы»А. С. Пушкин «Зимнее утро».Учитель русского языка и литературы Зайцева Лариса Николаевна
Цели урока-развивать связную речь учащихся;-воспитывать чувство прекрасного, развивать художественное воображение;выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литературы.
А. С. Пушкин 1799-1837
Словарная работа:Взоры – глаза;Нега – блаженство, наслаждение;Вечор – (устар.) – вчера вечером;Нынче – сегодня;Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый;Аврора – богиня утренней зари в древнеримских мифах.Работа над стихотворением
Эпитеты: «небо мутное», луна – «бледное пятно», «ты сидела печальная», ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет», «янтарным блеском», «звезда севера».Метафора: «вьюга злилась»;Антитеза: «вчера» – «нынче»;Сравнение: «великолепными коврами»;Аллитерация: в 4 строфе Пушкин использует звуки Т, Р, Щ, Ч, в результате мы «слышим» потрескиванье сухих, охваченных пламенем поленьев. Не только сравнениями, эпитетами и метафорами достигается построение ярких зрительных образов. Можно воспользоваться словами обыкновенными, но самыми нужными: «И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит». Таким образом, «пейзажное и интерьерное повествование легко переплетаются с воспоминаниями и размышлениями». Изобразительно-выразительные средства
В. И. Суриков «Зима в Москве»
А. А. Пластов «Первый снег»
Н. П. Крымов «Зимний вечер»
А.К. Саврасов «Дворик. Зима»
К. Ф. Юон «Русская зима. Лигачево»
К. Ф. Юон «Конец зимы. Полдень. Лигачево»
Б. М. Кустодиев «Масленица
В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
Великий итальянский композитор Антонио Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года». Казалось бы. Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки-России.Послушаем один из фрагментов, который называется «Зима». (Приложение 2).Ребята, каждый из вас услышал в музыке А. Вивальди что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям.Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа.Подготовка к слушанию музыки
Домашнее задание:Написать сочинение по картине (примерные темы: «За что я люблю зиму», «Причуды матушки-зимы», «Зимние забавы»).Интернет- ресурсы:«Энциклопедия русской живописи» Портрет А. С. Пушкина http://www.artsait.ru/foto.php?art=k/kiprenskiy/img/23h «Взятие снежного городка»Домашнее задание