Деепричастие как часть речи Автор презентации – учитель русского языка и литературы МОУ «Киверичская СОШ» Мантрова Лилия Викторовна
дать понятие о деепричастии;познакомить с глагольными и наречными признаками деепричастий; со значением деепричастий, способами их словообразования.Задачи урока:вырабатывать умение находить деепричастия в тексте и предложении;выявить особенности употребления деепричастий;формировать орфографические умения и навыки.
Орфографическая разминка Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Укажите части речи. Св..сающие гирлянды, отр..жающий наступление, пр..сутствовавшие на собрании, пр..ехавший тро(л, лл)ейбус, вышедший на те(р, рр)асу, пр..одолевая трудности. Преодолевая – деепричастие
Понятие о деепричастии Сравните предложения. Назовите основы предложений.В каком предложении выделенные слова обозначают равноправные действия, а в каком – неравноправные: одно основное, а другое добавочное? Лунные тени постепенно теряли голубой свет и бесследно таяли.Лунные тени, постепенно теряя голубой свет, бесследно таяли.
Лингвисты о деепричастии Гвоздев Александр Николаевич Ученый-лингвист, член-корреспондентАПН РСФСР. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/631858aa-db12-4b13-9f51-cda5f7f0c1bc/%5BRUS7_141%5D_%5BTD_350%5D.htm
Сравни предложения Деепричастие, обозначая добавочное действие, в первую очередь используется для того, чтобы одно из действий отодвинуть на второй план по сравнению с другим.
Деепричастия образуются от глаголов с Деепричастия образуются от глаголов с помощью суффиксов
Глагол Глагол Глагол Основное действие Деепричастие Добавочное действие Относится к тому же слову, что и основное действие Что делая?Что сделав?
Значение деепричастий http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f63e344d-2a69-438f-b171-174b57de9753/%5BRUS7_141%5D_%5BIA_353%5D.swf
Грамматические признакидеепричастий Глагольные Образуются только от глаголов (улыбаться – улыбаясь, глядеть - глядя)Вид (выглядывая – несов.в.; выглянув – сов.в.)Имеют зависимые слова (падать на землю – падая на землю) Наречные Неизменяемость Синтаксическая роль Рассказывает улыбаясь Рассказывает с улыбкой
Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом.Деепричастие не изменяется. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида.В предложении деепричастие является обстоятельством.
Употребление деепричастий в речи http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ac8a5789-5662-4d0f-82f0-1600858f72c6/%5BRUS7_141%5D_%5BQS_360%5D.html Функция деепричастия в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.
Среди данных слов найдите деепричастия Торопиться, торопит, торопясь, торопившийся.Дождаться, дождавшись, дождавшийся, дожидается.Передвинуть, передвинувшийся, передвигающийся, передвигая.
Выпишите предложения, в которых употреблены деепричастия Мать сидела, откинувшись в кресле.Брат склонил голову и писал что-то.Я открыл окно и залюбовался видом.Выйдя из дома, человек направился к машине.Человек, вышедший из дома, направился к машине.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.Разложив игры, дети сели в кружок.
Найдите лишнее деепричастие Нахлынув, растаяв, колдуя, загоревшись.Нахмурившись, встречаясь, приняв, заблудившись.Гуляя, взлетая, касаясь, посвятив.
Собери пословицы, укажи в них деепричастия Не зная броду,Трус хвастает уходя,Не замочив руки,Зная сердце змеи,Говорить не думая –Кто не подумав говорит,Не развязав мешок, не умоешься.не узнаешь, что в нем.тот вечно вздор твердит.что стрелять не целясь.не суйся в воду.а смелый – возвращаясь.бог лишил её ног.
ь.Идя из школы, пошел дождь.Возвращаясь домой, меня застала гроза.Включив телевизор, он показывал футбольный матч. Открывая книгу, из неё выпал листок.
Самостоятельная часть речи, обозначающая добавочное действие, называется …Деепричастие отвечает на вопросы …Деепричастие образуется от … с помощью …Деепричастие имеет признаки … и признаки …Подчеркивается в предложении …Вопрос к деепричастию задается от …
Богданова Г.А. Уроки русского языка: 7 кл.: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1987Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку. – М.: Экзамен, 2007Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 7 класс/ Сост.Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2012http://school-collection.edu.ru/http://elenaranko.ucoz.ru/http://i55.carguru.ru/37/14/41437/8/1136808/6.png