ЧистописаниеПисать красиво не легко:«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».За буквой буква, к слогу слог.Ну хоть бы кто-нибудь помог!…А за окном со всех сторон:И стук мяча, и лай щенка, И звон какого-то звонка,-А я сижу, в тетрадь гляжу-За буквой букву вывожу: «Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко…»Да! Стать ученым не легко!(Сергей Михалков.)
Поэтапное усвоение слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка на основе идей личностно – ориентированного обучения. Осенникова Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МОУ ФСОШ пгт Лальск. Стаж 21 год. Категория 1.
Цель: сформировать у учащихся начальной школы прочное усвоение слов с непроверяемым написанием. Задачи:Активизировать умственную деятельность учащихся на уроках;Формировать положительную мотивацию к обучению в школе;Использовать приемы формулирования заданий с постепенным увеличением роли учащихся в словарно-орфографической работе;Стимулировать инициативу учащихся на уроках при выполнении заданий;Развивать память учеников посредством регулярной работы над словами с непроверяемым написанием.
Ведущая педагогическая идея-идея целостного развития ученика, его познавательной активности на основе личностно – ориентированного обучения.
Основные отличия личностно-ориентированного обучения от традиционной дидактической системы.Традиционное обучениеОбучаемый не имеет изначальной сущности и является материалом для педагогической работы;Центральной фигурой процесса обучения является учитель;Обучение: преподавание + учение: учитель передает ЗУН ученикам, а ученики их усваивают и воспроизводят;Ведущая деятельность процесса обучения - преподавание;Нивелируются субъектные различия детей, для всех детей дается единый стандарт;Общественные интересы ставятся выше других;Учитель и учебник основные источники знаний.Личностно-ориентированное обучениеОбучаемый имеет генетическую программу развития, образование развивает его потенциальные качества;В центре процесса обучения - ученик;Обучение: совместная деятельность ученика и учителя, направленная на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств;Ведущая деятельность процесса обучения – познание;В процессе обучения максимально раскрываются различия субъектного опыта детей;Признается самоценность личности ребенка;Роль учителя – организация образовательной среды.
Принципы обучения
Создание образовательной среды для успешной учебной деятельности ребенка включение учащихся в разные виды деятельности, способствующие их личностному развитию; необходимая мотивация; создание условий для проявления инициативы на основе собственных представлений; поощрение за попытки что-то сделать самостоятельно; освоение навыков самооценки своей деятельности и её результатов; Новизна: увеличение учебной инициативы детей и усиление воздействия на их интеллект при обучении русскому языку ( словарно – орфографической работе) средствами субъективизации.
Теоретическая база опытаТехнология индивидуального обучения (В.Д. Шадриков, А.С. Границкая).Теория поэтапного формирования умственных действий. (М.В.Волович).Технология развивающего обучения Эльконина – Давыдова. (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).Личностно – ориентированное развивающее обучение. ( И.С. Якиманская).
Технология опыта работызнакомство с написанием нового «словарного» слова (нескольких слов) через активизацию умственной деятельность учащихся; закрепление написания слов через различные виды тренировочных упражнений и использование специальных приемов запоминания; активное использование изученных слов в речевой практике ребенка; контроль и самоконтроль за усвоением слов с непроверяемым написанием и использование их в творческих работах учащихся;
Знакомство с написанием нового «словарного» слова Нетрадиционный фонетический разбор.Этимологический анализ слова.Определение лексического значения слова ( видовое понятие, родовое понятие, существенные признаки предметов.
пфбкстерчёщзвпаш
Метод графической ассоциации
звуковые (фонетические) ассоциацииНа завтрак РАКи
комбинированный методПОМни И ДОРожи
Тренировочные упражнения смаиворонамтсиаочтсорокатмипрзаяцдсбвкоровастмоаздфжхмиворобейчтыв
Тематические группы слов «Инструменты и транспорт» 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс--------- лопата топор вагон работа молоток багаж спасибо трактор вокзал хорошо трамвай билет ракета автомобиль беседа корабль метро самолёт Текст для контроля: Хорошо завести беседу после работы. В стороне лежат топор, лопата, молоток. На вокзале купили билет, сели в вагон, разложили багаж. Домой едем на трамвае или метро и мечтаем о полёте на ракете. «Животные» 1класс 2 класс 3 класс 4 класс воробей заяц ------ ------ корова лисица собака сорока медведь воронаТекст для контроля: Сорока, воробей, ворона – это птицы. Заяц, лисица, медведь – животные леса. Корова и собака – домашние животные. Акула живёт в море, а карась – в пруду.
Слоговая таблица с цифровыми обозначениями каждого слога Чтение слогов с определённой согласной (гласной ) буквой.Чтение слогов в разброс (по номерам): 63-ну, 6-ка, 37-хо и т. д.Расшифровывание и печатание слов: 66,к,2 кукла.Зашифровка слов. (карась 6,4,сь).
Индивидуальные карточки и перфокарты
Опорные таблицы
Контроль за усвоением слов с непроверяемым написанием словарные диктанты; составление предложений и текстов с данными словами; письмо по памяти; «назови одним словом»; отгадай и напиши.
Результативность работы
словарные диктанты в 3 классе (2005 – 2006 гг) качество знаний (%)
словарные диктанты в 4 классе (2006 – 2007 гг) качество знаний (%)
качество знаний по годам
Результаты аттестационной работы по русскому языку, 4 класс ,2006 – 2007 гг
Контрольное изложение, 4 класс
Качество знаний по русскому языку учащихся 2 – 5 классов
Тест «Мотивация учения», 4 класс, 2006 – 2007 гг.
1 класс 2007 - 2008 гг Техника чтения. 84 % учеников читают от 30 до 60 слов. Русский язык. 76 % первоклассников успешно справляются с письменными работами