Частица как часть речи. Формообразующие частицы
Цель:рассмотреть функциональное значение частиц в речи, их отличие от предлогов и союзов.
Две лягушкиЖили-были две лягушки… Но одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё говорили, будто она где-то в городском парке родилась. Но они жили вместе, эти лягушки. Жили-были две лягушки… Но одна из них была настоящая лесная лягушка – храбрая, сильная, весёлая, а другая была ни то ни сё: трусиха была, лентяйка, соня. Про неё говорили, будто она где-то в городском парке родилась. Но они жили вместе, эти лягушки.
«словечки отношений»устанавливают смысловые отношения между словами между однородными членами предложения и частями предложений устанавливает дополнительные смысловые оттенкидля слов и предложений
Наблюдение за ролью частиц в речиРебята принесут в класс по цветку.Пусть ребята принесут в класс по цветку.
Наблюдение за ролью частиц в речиВсю зиму у нас на окне будет цветущий сад. Пусть всю зиму у нас на окне будет цветущий сад.
Помечтаем с частицей БЫ...Я убрал игрушки. Я почитал книгу. Я выполнила задание учителя.Я выполнила бы задание учителя.Я убрал бы игрушки.Я почитал бы книгу.
Формообразующие частицы
Если был бы я девчонкой,Я бы время не терял!Я б на улице не прыгал,Я б рубашки постирал.Я бы вымыл в кухне пол,Я бы в комнате подмёл,Перемыл бы чашки, ложки,Сам начистил бы картошки,Все свои игрушки самЯ б расставил по местам!Отчего ж я не девчонка?Я бы маме так помог!Мама сразу бы сказала:«Молодчина ты, сынок!»
Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания. Частицу «бы» («б») заключите в прямоугольник, а союз «чтобы» – в овал.В дальний путь пускайтеся не вдруг, что б ни сулило вам воображенье ваше. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье и уши ваших понежней», - им отвечает Соловей. Неужели солнышку лишь только и заботы, чтобы смотреть, как ты растёшь?
Итоги урокаКакую функцию в речи выполняют частицы?Какие частицы относятся к формообразующим? Почему они так называются?
Домашнее заданиеСтраница 138, упражнение 315.
Автор: Захарова Т.А.,методист Рязанского института развития образования