Подготовка к ЕГЭ ЧАСТЬ СВступление: каким оно может быть
Как правильно понять исходный текстВнимательно изучая экзаменационный текст, рассуждайте так:1. О чём текст? ( Вы увидите тему)2. Какие вопросы рассматривает автор? (Вы увидите проблемы)3. Над каким вопросом автор рассуждает больше всего? ( Это основная проблема текста)
Как правильно понять исходный текст4. Зачем автор написал текст? ( Вы определите цель)5. Как сам автор отвечает на поставленные вопросы ( проблемы)? (Это помогает понять авторскую позицию)Следует помнить, что понять текст помогают стиль и тип речи.
РОЛЬ ВСТУПЛЕНИЯ В СОЧИНЕНИИ -РАССУЖДЕНИИВступление может:Вводить в тему текста.Сообщать об основной проблеме текста. Быть основным тезисом, который следует аргументировать.Быть основанием для объяснения основной проблемы. Быть формулировкой твоего понимания авторской позиции.
РОЛЬ ВСТУПЛЕНИЯ В СОЧИНЕНИИ -РАССУЖДЕНИИ6. Содержать сведения о своеобразии художественного мира автора текста( если это своеобразие нашло отражение в теме, проблеме идее текста). 7. Определять круг проблем, затронутых автором.8. Содержать ваш собственный взгляд на основные вопросы, рассматриваемые автором.9. Содержать общую точку зрения по теме, поднимаемой автором.
Чтобы было понятнее, с чего начинать своё сочинение, обратимся к тексту.(1) Если бы какие – нибудь вселенские диверсанты были посланы уничтожить всё живое на Земле и превратить её в мёртвый камень, если бы они тщательно разработали эту операцию, они не могли бы действовать более разумно и коварно, чем действуем мы, живущие на Земле люди и не только не считающие себя диверсантами, но и мнящие себя друзьями природы……………
Виды вступлений Лирическое размышление.2. Ряд(ы) риторических вопросов (восклицаний), совпадающих по теме с текстом, соответствующих проблемам, идее текста.3. Рассуждение о заглавии текста (которое есть, или бы дал сам предложенному тексту).4. Диалог с воображаемым собеседником (по теме, проблеме) текста.5. Ряд назывных предложений, создающих образную картину того, о чём говорится в тексте. (Связаны с проблемой).
Виды вступлений 6. Начнём с цитаты, пословицы, афоризма.7.Можно начать с ключевого слова текста.8. Иллюстрация каким – либо фактам основной мысли или проблемы текста.
Виды вступлений (по предложенному тексту)Лирическое размышление Как хороша наша Земля, сфотографированная космонавтами, в чёрной бездне Вселенной! Она сияет всеми оттенками от нежно – голубого до тёмно-фиолетового. Цвета эти не кажутся холодными: наша планета – тёплый мак, единственная гавань для тех, кто смотрит на неё из иллюминаторов космического корабля, восторженно замирая от невероятной красоты. Исчезни Земля - и потеряет галактика самый яркий свой бриллиант. Но какая – то неведомая сила бережет своё сокровище – нашу планету- от метеоритов-убийц, от столкновений с кометами, сохраняя всё живое на Земле. А мы? Как мы храним то, что давно и привычно называем своим домом? В. Солоухин рисует страшную картину нашего «хозяйствования».
2. Ряд(ы) риторических вопросов (восклицаний), совпадающих по теме с текстом, соответствующих проблемам, идее текста. Скажите, кто из современных людей может себе представить, что он позволит детям есть отравленную рыбу? Пить ядовитую воду? Кто обрадуется пыльной дороге за окном? А кто захочет поехать за город, чтобы отдохнуть там в березовой роще, а увидеть лишь безобразные пни? Конечно, никто не хочет. Мне же кажется, что нас в будущем именно это ждёт, если мы продолжим относиться к природе так, как рассказал В. Солоухин.
3. Рассуждение о заглавии текста (которое есть, или бы дал сам предложенному тексту) «Заклятые друзья природы». Именно так я назвала бы эту статью В. Солоухина. Парадоксально? А разве то, о чём с болью говорит автор, не является парадоксом? Обратимся к такому факту………….
4. Диалог с воображаемым собеседником (по теме, проблеме) текста. Давай возьмем Красную книгу и полистаем её. Посмотри, сколько интересного здесь о разных представителях флоры и фауны. Но они уже оберегаются законом. Спросишь, почему? Не катаклизмы природы, не смертельные вирусы стали причиной их вымирания. Хочешь узнать, кто и почему стал главным виновником гибели многих животных и растений? Тогда прочитай статью В. Солоухина. Он даёт всем читателям точный и честный ответ.
5. Ряд назывных предложений, создающих образную картину того, о чём говорится в тексте. (Связаны с проблемой) Чёрная выжженная земля… Мёртвая тишина… Страшно пустые леса и озёра без рыбы… Именно это ждёт человека, если он продолжит так варварски относиться к природе, как рассказывает В. Солоухин в своей статье.
6. Начнём с цитаты, пословицы, афоризма. Высказывание должно содержать основную мысль текста, оно может служить способом выхода на проблему текста. «Судьба человечества – в руках самого человека. Вот в чём ужас». Эти слова В. Гжешика поразили меня своей парадоксальностью, но именно они вспомнились, когда я прочитала статью Владимира Солоухина о тех перспективах, которые ждут человечество в результате его варварского отношения к природе.
7.Можно начать с ключевого слова текста. Жадность- вот один из самых отвратительных пороков, которой часто владеет душами нынешних людей. О жадности писали ещё А. Пушкин и Н. Гоголь, но до сих пор она владеет душами моих современников. О том, к какой беде, к каким последствиям может привести человечество эта роковая жадность рассуждает известный публицист В. Солоухин.
8. Иллюстрация каким – либо фактам основной мысли или проблемы текста. Не так давно мне довелось побывать в дальневосточной тайге. Честно сказать, был удивлён, думал, что смотрю фильм ужасов. Гектары вырубленного леса, поваленные столетние кедры; у реки горы рыбы, выловленной браконьерами ради икры. Икру увозят, а рыбу бросают тут же. Представьте себе такую картину, ужаснётесь и вы. А ради чего так поступает человек? Ответ каждому ясен, а рассуждение В. Солоухина ещё раз напоминает нам о том, в кого мы превратились. Автор обеспокоен проблемой….