Общая физическая подготовка (ОФП) - процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленный на всестороннее и гармоничное физическое развитие школьника. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта. Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования 900igr.net
-приобретение общей выносливости; -гармоничное развитие мускулатуры и силы мышц; -повышение общих скоростных возможностей (быстроты выполнения движений); -увеличение подвижности основных суставов и эластичности мышц; -улучшение ловкости в бытовых, трудовых и спортивных действиях (умение координировать простые и сложные движения); -научить выполнять движения без излишних напряжений, а также умению расслабляться. Задачи общей физической подготовки
Специальная физическая подготовка (СФП)- процесс воспитания физических качеств, обеспечивающих преимущественное развитие двигательных способностей, необходимых для конкретной спортивной дисциплины (вида спорта) или трудовой деятельности. Виды СФП: -спортивная подготовка; -профессионально-прикладная ( в т.ч. военно-прикладная) физическая подготовка. Специальная физическая подготовка
Спортивная подготовка (тренировка) – направленное воздействие на развитие основных и специальных физических качеств юных спортсменов, обеспечивающее нужную степень готовности к спортивным достижениям на основе целесообразного использования принципов, методов средств и условий физической тренировки. Принципы, средства и методы спортивной тренировки аналогичны принципам, средствам и методам физического воспитания. В сфере массового спорта спортивная подготовка имеет целью: укрепление здоровья, улучшение физического состояния и активный отдых школьников. При разных целях стоящих перед массовым спортом и спортом высших достижений структура спортивной подготовки является для них принципиально общей . Спортивная подготовка (тренировка)
принцип сознательности и активности; принцип наглядности; принцип доступности и индивидуали- зации; принцип систематичности; принцип динамичности; Методические принципы физического воспитания
Средства физического воспитания: физические упражнения; оздоровительные силы природной среды; гигиенические факторы. В процессе физического воспитания применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности. Методы физического воспитания метод регламентированного упражнения; игровой метод; соревновательный метод; словесные и сенсорные методы. Средства и методы физического воспитания
Метод предусматривает: твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений); по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха; создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки). Метод регламентированного упражнения
Характеристика метода: "сюжетная" организация игры: деятельность организуется с замыслом, предусматривающим достижение определенной цели. Игровой сюжет обычно заимствован из реальной жизни (имитация охоты, трудовых, бытовых действий), но может создаваться и специально, исходя из потребностей физического воспитания или конкретных задач того или другого занятия, или как условная схема взаимодействия играющих (современные спортивные игры). комплексное совершенствовование двигательной деятельности в усложненных или облегченных условиях (развитие ловкости, быстроты ориентировки, находчивости, самостоятельности. Игровой метод
Основная черта соревновательного метода — сопоставление сил занимающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации занимающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде в качестве контрольно-зачетных или официальных спортивных соревнований. Соревновательный метод
Словесные методы дидактический рассказ, беседа, обсуждение; инструктирование (объяснение задания, правил их выполнения); сопроводительное пояснение (лаконичный комментарий и замечания); указания и команды (как правило, в повелительном наклонении); оценка (способ текущей коррекции действий или их итогов); словесный отчет и взаиморазъяснение; - самопроговаривание, самоприказ, основанные на внутренней речи (например, "сильнее", "держать", "плавно"). Словесные методы
Сенсорные методы : метод направленного "прочувствования" движений, при котором обращается внимание на мышечные ощущения при различных вариантах выполнения двигательного задания; метод ориентирования, т.е. введение в задания предметных ориентировок (флажков, мишеней, специальной разметки зала); методы лидирования и текущего сенсорного программирования ( с использованием специальной электронной аппаратуры, нередко с обратной связью (видео- и звуколидеры, указывающие, например, расхождение между заданным и фактическим темпами исполнения). Формы реализации: показ самих упражнений, демонстрация наглядных пособий, предметно-модельная и макетная демонстрация (с помощью муляжей-моделей человеческого тела, макетов игровых площадок с фигурками игроков), кино - и видеомагнитофонные демонстрации (просмотр кино - кольцовок, специальных учебных кинофильмов, видеозаписей выполнения упражнений), избирательно-сенсорная демонстрация отдельных параметров движений с помощью аппаратурных устройств (метронома, магнитофона, системы сигнализирующих электроламп). Сенсорные методы
Двигательное умение - это такой уровень овладения двигательным действием, при котор ом управление движениями осуществляется при активной роли мышления. Признаки двигательного умения: управление движениями происходит неавтоматизированно; сознание ученика загружено контролем каждого движения; невысокая быстрота выполнения действия; действие выполняется неэкономно, при значительной степени утомления; относительная расчлененность движений; нестабильность действия; непрочное запоминание действия. Двигательный навык — такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и, действия отличаются надежностью. Обучение двигательным навыкам и умениям
Первый этап - ознакомление, первоначаль- ное разучивание движения. Второй этап - углубленное детализирован- ное разучивание, формирование двигатель- ного умения. Третий этап - формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Обучение двигательному действию
Основные физические качества: сила быстрота выносливость гибкость ловкость Воспитание физических качеств
Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Методы развития силы: Методы максимальных усилий (или метод "до отказа") предусматривает упражнения с отягощением, составляющим 30—70% рекордного Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30% рекордного). Развитие силы
Быстрота - комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции. Развитие быстроты простой двигательной реакции (метод повторного, возможно более быстрого реагирования на внезапно появляющийся сигнал). Развитие сложной двигательной реакции (упражнения с постепенно увеличивающейся скоростью объекта, с его внезапным появлением в различных местах, с сокращением дистанции наблюдения и т.п.). Развитие быстроты
Выносливость — это способность противостоять утомлению. Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы (аэробная выносливость). Общая выносливость — основа для воспитания специальной выносливости. Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (прыжковая выносливость, игровая выносливость, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т. д). Развитие выносливости
Ловкость - способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи Основная задача воспитания ловкости - овладение новыми двигательными действиями. При этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, гимнастика и акробатика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), лыжи (движение попеременными ходами, повороты и спуск с горы, прыжки с небольших трамплинов) и т.п. Развитие ловкости
Гибкость — способность выполнять движения с большой амплитудой. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил). Основные правила применения упражнений в растягивании: не допускаются болевые ощущения; движения выполняются в медленном темпе; постепенно увеличивается их амплитуда и степень применения силы помощника. Развитие гибкости
Наблюдения педагогов и врачей, результаты научных исследований свидетельствуют о существовании тревожной тенденции снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста. Активное использование общей физической и спортивной подготовки, массового спорта имеет огромное значение для эффективного функционирования традиционной системы физического воспитания в школьном образовании и может существенно его обогатить Место и роль общей и спортивной физической подготовки в системе школьного образования.
В связи с тревожной тенденцией снижения уровня здоровья, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста специалисты приходят к заключению, что традиционная система физического воспитания в общеобразовательных учреждениях функционирует недостаточно эффективно, и отмечают необходимость ее совершенствования. «Президентские тесты»; проект СпАРТ; проект «Наш спорт — наше здоровье»; программа «Самбо в школе»; спортизированные виды подготовки школьников средствами физической подготовки на основе лыжной подготовки, лёгкой атлетики, гимнастики, тяжёлой атлетики, фитнеса и др. видов спорта. Современные педагогические технологии физического воспитания школьников
В основу методики и организации физической подготовки школьников должна быть положена концепция тренировки (пока единственная научно обоснованная концепция управления развитием физического потенциала человека). Выносливость, сила, ловкость, быстрота, гибкость и в конечном счёте высокий уровень работоспособности могут быть приобретены только путем тренировки, путем использования эффекта целенаправленно организованного процесса адаптации организма школьника к физическим нагрузкам необходимого объема и достаточной интенсивности. Обязательные внеклассные занятия по физической подготовке школьников: спортивная подготовка; общая физическая подготовка; оздоровительные занятия. Выбор вида занятий определяется желанием, интересами, уровнем подготовленности и здоровьем школьника. Оздоровительные занятия должны проводиться в группах лечебной тренировки для детей с ослабленным здоровьем и инвалидов. Занятия в группах ОФП объединяли бы учащихся, не проявляющих интереса к спортивным формам физической подготовки. Группы спортивной подготовки по существу должны стать основой возрождения и развития массового школьного спорта. Современный взгляд на место и роль общей и спортивной физической подготовки в системе школьного образования.
реализация физического воспитания в общеобразовательной школе с учетом физкультурно-спортивных интересов и потребностей, индивидуальных физических и морфофункциональных показателей учащихся; построение урока физической культуры в общеобразовательной школе как тренировочного занятия на основе избранного учащимися вида спортивной деятельности (три раза в неделю по 2 часа); занятие проводит учитель-тренер по виду спортивной деятельности; соответствие учебной программы и государственного образовательного стандарта; опора на общие дидактические основы учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе, на принципы, средства, методы и формы организации физического воспитания с учетом особенностей физического развития подростков, материально-технической базы образовательного учреждения; оперативная коррекция содержания физического воспитания в зависимости от степени усвоения учебного материала программы; обязательный оперативный контроль физической и функциональной подготов ленности занимающихся. Педагогические условия эффективной реализации концепции тренировки в системе школьного образования
занятия проводятся три paзa в неделю по два часа; занятия выносятся за рамки академического расписания и проводятся с учебно-тренировочной группой, а не с классом; ученик сам выбирает вид спорта, при этом предусматривается возможность перехода из одного вида спорта в другой; занятия проводит тренер - специалист; учебные занятия носят тренировочный характер. Принципиальные инновации программ спортизировнной подготовки детей средствами избранных видов спорта
Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992. Виленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М.: Высшая школа, 1989; Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. – М.: ФиС, 1991; Теория и методика физического воспитания. Учебник для институтов физ. культуры. Под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1976. Бальсевич В.К. Физическая культура человека: состояние, проблемы и стратегия развития на перспективу (актовая речь). - М.: ГЦОЛИФК, 1992. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни. // Матер. Междунар. конф. "Современные исследования в области спортивной науки". С.-Петербург, НИИФК, 1984, с. 124-125. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе. //"Теория и практика физической культуры", 1990, № 9, с. 10-14. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии. "Теория и практика физической культуры", 1993, № 1, с. 46-48. Гибадуллин М.Р. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся 5-6 классов на основе лыжной подготовки. Диссертация. Камская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Набережные Челны, 2010 г. http//www.kamgifk.ru Дворкин Л.С, Воробьёв С.В., Хабаров А.А. Подготовка школьников 4-6 классов на основе занятий борьбой самбо. Теория и практика физической культуры, №10, 1998. http//www.sambo.spb.ru Malina R.M. Secular changes in grouth, maturation and physical performance//Exercise and Sport Sciences, Reviews. Philadelphia, 1987, v. 6, p. 204-255. Morgan W.P. Phisical Activity and Mental Health//In The Academy Papers. Champaign, H.K.P., 1994, p. 132-145. Литература: