Пальчиковый самомассаж и конструирование из природного материала. Разработчик: Долина Юлия, студентка 5 курса, ИСП «Рука – это вышедший наружу мозг человека» И.Кант 5klass.net
Актуальность У здорового ребенка овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений рук. Взаимосвязь между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики подчеркивается многими исследователями (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, Л.В. Фомина). При тренировке тонких движений пальцев рук речь не только развивается более интенсивно, но и оказывается более совершенной. Таким образом, развитие двигательного аппарата, в частности мелкой моторики пальцев рук, является фактором, стимулирующим развитие речи, что и определяет актуальность данной программы.
Цель и задачи Цель: создание условий для развития мелкой моторики как средства совершенствования артикуляционной базы у детей с речевыми нарушениями. Задачи: 1) развитие творческих способностей детей в процессе конструирования. 2) формирование эстетического вкуса и эстетических чувств при работе с природным материалом. 3) развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук с использованием приемов самомассажа и творческой деятельности.
Отличительная особенность модуля Для развития мелкой моторики используются приёмы самомассажа, конструирование из сосновых, еловых шишек. Модуль предназначен для учащихся 1-х классов общеобразовательной массовой школы, имеющих нарушения речи ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи), ОНР III уровня (общее недоразвитие речи). Модулем предусмотрено использование экологически чистого дидактического материала, преимущество которого в том, что он доступен и не требует материальных затрат. Занятия проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Содержание модуля I. Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. II. Конструирование из природного материала.
№ п/п Тема занятия Количество часов Формы, методы проведения Планируемый результат 1 Введение 1 Групповые занятия. Игровой метод. Представления о возможности использования природного материала на логопедических занятиях. 2 Выкладывание геометрических фигур из еловых, сосновых шишек (квадрат, треугольник, куб, трапеция и т.д.) 2 Ориентирования в деятельности. Выполнение заданий по инструкции. Модели геометрических фигур. 3 Воссоздание предметов по представлению 1 Формирование творческого воображения, ручной умелости. 4 Воссоздание предметов по описанию 1 Формирование творческого воображения, ручной умелости. 5 Воссоздание предметов по содержанию малых фольклорных форм (загадки) 1 Развитие творческого воображения, образного мышления, ручной умелости. 6 Самомассаж с использованием еловых, сосновых шишек: -упражнения для пальцев рук -упражнения для кистей -упражнения для внутренней стороны предплечья -упражнения для внешней стороны предплечья 4 Индивидуальные занятия. Игровой метод. Развитие мелкой моторики пальцев рук и кистей.
Предполагаемые результаты 1. Совершенствование мелкой моторики пальцев и кистей рук, артикуляционной моторики. 2. Развитие творческого потенциала личности. 3. Расширение эстетических представлений.
Оценка эффективности модуля. I.Тесты для оценки общей и мелкой моторики: 1. Обследование общей произвольной моторики. 2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив. 3. Исследование дифференциации пространственных понятий. 4. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда). 5. Исследование развития кинестетической основы движений руки. 6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»). 7. Определение конструктивного праксиса. 8. Выявление синкинезий. 9. Исследование кинетической основы движений руки. 10. Исследование пространственного восприятия. 11. Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы). 12. Монометрический тест. 13. Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).
Оценка эффективности модуля II. Тесты для исследования функций органов артикуляции : 1. состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония); 2. возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия); 3. качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.). 4. обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса; 5. обследование кинетического орального праксиса.
I. Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 1. Сильное надавливание шишкой на основание большого пальца, указательного, среднего, мизинца и середину ладони (рис. 1). 2. Положить шишку на середину ладони одной руки и под счёт сжимать и разжимать пальцы руки. Затем сменить руку и проделать движения аналогично (рис.2).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 3. Шишки на ладонях обеих рук, одновременно сжимать и разжимать пальцы рук (рис.3). 4. Руку согнуть в локтевом суставе, предплечье — вертикально, пальцы развести в стороны («ёжик»). Шишку перекатываем от запястья большого пальца по боковым сторонам до запястья мизинца и наоборот (рис.4).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 5. Руку положить на ровную поверхность ладонью вверх. Шишку перекатываем от локтя до конца мизинца и обратно к локтю, смещая шишку, перекатываем её до конца безымянного пальца и обрат но к локтю и т.д., такими движениями по всей ширине руки пройдём до большого пальца и обратно (рис.5). 6. Руку положить на ровную поверхность ладошкой вниз. Шишку перекатываем от локтя до конца большого пальца и обратно, смещаясь параллельно, проходим такими движениями до мизинца по всей ширине руки и обратно (рис. 6).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 7. Шишку положить между ладонями, делаем круговое движение, постепенно увеличивая нажим и темп (рис. 7). 8. Перекатывание шишки по твердой поверхности сначала правой, затем левой, а потом двумя руками одновременно (рис. 8).
Комплекс упражнений для самомассажа кистей и пальцев рук сосновыми (еловыми) шишками. 9. "Пальчиковый бассейн". "Бассейн" можно сделать очень просто: взять любую неглубокую коробку, в нее набрать мелкие разноцветные камушки или шишки. ("Бассейн" можно сделать не один, а три, четыре, в зависимости от величины камушков или шишек: мелкие, крупнее, еще крупнее; аналогично с шишками). "Купая" пальчики в таких "Бассейнах", ребенок тренирует двигательные мышцы пальцев рук, улучшает их динамику (рис. 9).
II. Комплекс игр и игровых упражнений. 1. По заданию. 2. По описанию. 3. Придумай загадку и ответ изобрази через фигурку. 4. Аппликация. 5. Бусы.
1. По заданию. Построй плоскую геометрическую фигуру и расскажи. Или придумай загадку (рис.1). Четыре шишечки сложил И квадратик получил. У треугольника три стороны, И они могут быть разной длины. У кубика много равных сторон. Можно построить из кубиков дом. Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже. Взять треугольник и верх удалить – Трапецию и можно и так получить.
2. По описанию. Мельница крыльями машет вдали. Будет мука, чтоб пирог испекли. 3. Придумай загадку и ответ изобрази фигуркой из шишки. «Стоит Антошка на одной ножке».
4. Аппликация. 5. Бусы. Потребуются зерна пшеницы, овса, шишки, семена шишек.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!