Тимофеева Наталья Александровна, учитель физической культуры МСКОУ школа- интернат № 4 900igr.net
1. Цель лечебного плавания 2. Задачи лечебного плавания 3. Ожидаемые результаты в 1 – 4 классах 4.Основное содержание уроков в 1 – 4 классах 5.Ожидаемые результаты в 5 – 7 классах 6.Основное содержание уроков в 5 -7 классах 7.Основа плавания в 5 – 7 классах 8 Ожидаемые результаты в 8 – 9 классах 9. Игра как средство обучения плаванию 10. Специальные корригирующие упражнения
Лечебное плавание Лечебное плавание входит в программу по физической культуре и лечебной физкультуре и рассматривается как один из элементов образовательной программы. цель: содействовать профилактике сколиоза и коррекции позвоночника т.к. плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц.
Задачи: I. Образовательные - общее физическое развитие, выработка двигательных навыков (ловкость, быстрота, выносливость) и совершенствование двигательных способностей. Овладение теорией и техникой плавания. II. Лечебные – укрепление мышечного корсета, формирование правильной – осанки, развитие силовой выносливости, коррекция плоскостопия в условиях естественной разгрузки позвоночника. III. Валеологические – улучшение психо-эмоционального состояния, снятие психологической напряженности, выработка привычек здорового образа жизни. IV. Нравственно-воспитательная: воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности, трудолюбия, честности, доброжелательности, оказание первой помощи и безопасного поведения в воде.
Ожидаемые результаты в 1 – 4 классах: Учащиеся начальных классов осваивают базовую часть преимущественно с оздоровительной направленностью: приобретение навыков плавания, освоение водной среды; постановка правильного дыхания в воде; улучшение координации и других двигательных способностей; выработка правильной осанки; улучшение функций дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Основное содержание уроков 1-4 классов – обучение плаванию. Важнейшие требование современного урока - обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности. У детей, больных сколиозом, отмечается: 1. Слабость мышечно-связочного аппарата. 2. Задержка в развитии двигательных навыков и способностей. 3. Сопутствующие заболевания, снижающие уровень физического развития. Подготовительные упражнения: 1) погружение; 2) всплывание; 3) лежание и скольжение; 4) изучение и постановка правильного дыхания в воде; 5) упражнения на расслабление мышц рук и ног.
Ожидаемые результаты в 5 -7 классов : увеличение силы и тонуса мышц; повышение уровня физического развития; приобретение и закрепление ранее полученных навыков плавания и специальных упражнение; укрепление мышечного корсета и ликвидация мышечного дисбаланса, стабилизация деформации позвоночника, грудной клетки путем систематического применения дозированной нагрузки и специальных упражнение в воде; совершенствование техники плавания разрешенным способом (по степени тяжести сколиоза).
В основу содержания уроков 5-7 классов входит строгое соблюдение назначений и выполнение индивидуальных упражнений, которые даются с 5-го класса, т.к. резко увеличивается угроза прогрессирования сколиоза. Для обучения технике плавания существует следующая последовательность: 1) техника дыхания; 2) техника движений ногами с задержкой дыхания на воде, с произвольным дыханием, с выдохом в воду; 3) согласованно движений ногами с дыханием; 4) техника движения руками с произвольным дыханием; 5) согласование движений ногами и руками с задержкой дыхания; 6) согласование движений руками, ногами и дыхания. Основное содержание уроков в 5 – 7 классах
Основа плавания в 5 – 7 классах это развитие выносливости в условиях естественной разгрузки позвоночника. Порядок применения упражнений на уроках 1) Порядковые (построение); 2) Дыхательные у бортика в воде; 3) Подготовительные – плавание брассом на груди; 4) Корригирующие упражнения целенаправленного действия: - упражнения, активно вытягивающие позвоночник, плавание брассом с удлиненной паузой скольжения; - упражнения в изометрическом режиме в положении коррекции основной дуги сколиоза с асимметричным исходным положением для плечевого и тазового пояса; - плавание с коррекцией деформации позвоночника в сагиттальной плоскости, коррекция других деформаций и плоскостопия; - упражнения на развитие силы мышц (скоростное плавание по показаниям, плавание с ластами на ногах или пластинами на руках); свободное плавание и игры; - подведение итогов.
Ожидаемые результаты в 8 – 9классах При осознанных и систематических нагрузках ожидаемые результаты таковы: Стойкое закрепление результатов лечения Совершенствование техники плавания Повышение функциональных возможностей организма Выполнение индивидуальных упражнений Поддержание уровня физического развития и функциональных способностей Самоанализ и сознательное применение полученных знаний в быту
Игра как средство обучения плаванию. В плавании игра, часто является частью урока, особенно в младших и средних классах. Она повышает эмоциональное состояние ребенка, помогает ему преодолеть чувство боязни воды, неуверенности в себе. В игре формируются положительные черты характера, чувство справедливости, товарищества. Увлекаясь игрой, дети закрепляют нужные навыки, переносят соответствующую нагрузку. Основные задачи игры: усвоение и закрепление элементов техники плавания и ныряния; укрепление и закаливание организма; эмоциональная нагрузка. 5 основных групп игр : ознакомление со свойствами воды изучение и совершенствование отдельных элементов техники плавания; ознакомление с элементами прикладного плавания; развитие физических качеств; игры с предметами (мячи, камеры, круги, доски, обручи).
Специальные корригирующие упражнения (5-9 классы) Специальные корригирующие упражнения (5-9 классы) Упражнения назначаются в начале каждого нового учебного года, начиная с 5 класса. При подборе индивидуальных специальных упражнений надо учитывать степень деформации позвоночника, нарушение осанки в сагиттальной плоскости (лордоз, кифоз). При плоской спине не рекомендуют плавание на спине, а при кифозе следует наоборот больше плавать на спине. При выраженном лордозе поясничного отдела под живот подкла дывают плавательный предмет При различной степени деформации лечение и методика дифференцирована. Так, при I и II степенях сколиоза следует стремиться к стабилизации процесса и коррекции искривления, а при выраженном фиксированном сколиозе с III и IV степенью основной задачей является поддержание общего уровня физического развития и стабилизации процесса (оздоровительное плавание). В процессе формирования сколиоза и роста позвоночника дети вырабатывают определенные компенсаторные навыки, создающие условия для стабилизации процесса искривления.
При прогрессирующем течении сколиотической болезни целью лечения плаванием будет повышение компенсаторных возможностей организма путем поддержания общего мышечного баланса и укрепления силовой выносливости мышц, поддерживающих позвоночник. При врожденных сколиозах корригирующие упражнения и упражнения, вытягивающие позвоночник, следует использовать с большой осторожностью, чтобы не нарушить компенсации; здесь целесообразно использовать плавание с оздоровительной целью.