Характеристика юношеского возраста
Культурная специфика юношеского возраста специфика связана с базовым возрастным процессом – поиском собственной идентичности
Основные понятия: Социальная ситуация развития (единица – переживание) Ведущая деятельность Новообразования
Новообразования возраста эмоциональные отношения самоопределение планирование
Эмоциональные отношения эмоциональная независимость от взрослых установление новых отношений со сверстниками развитие самосознания, становление субъективной реальности на предмете сексуальных, когнитивных, социальных изменений принятие своей внешности и возрастающая самостоятельность.
Самоопределение САМОопределение самоОПРЕДЕЛЕНИЕ СамооПРЕДЕЛение
Самоопределение самоопределение или готовность к самоопределению (личностное, жизненное, профессиональное самоопределение, самоопределение как формирование мировоззрения, как выбор в сексуальных отношениях, религиозная и политическая идентичность) саморефлексия появление жизненных планов
Планирование достижение «чувства взрослости» ставит перед собой задачи и путем согласования ресурсов, притязаний и условий решает их формирование жизненного плана (не только конечная цель, но и способы ее достижения, план потенциально возможных действий)
Компоненты жизненного плана Цели Ресурсы Условия Способы согласования
Динамика развития жизненного плана 1). Цели Условия (между 13-14 и 15-16 г.) 2) Цели (между 15-16 и 17-18 годами) Условия Ресурсы 3) Цели (между 17-18 и 19-21 годами) Условия Ресурсы
Динамика развития элементов жизненного плана в юношеском возрасте
Сценарный характер активности отличает юношу от подростка. Для современного юноши сценарии носят характер задуманного пробного действия. Для него важен «проект себя самого» – своих настоящих и будущих возможностей.
Эффективный жизненный план: связи между событиями – иерархия целей; конфликтность – условия (трудность жизненного пути); способность оценивать средства – события прошлого как ресурсы для настоящего; насыщенность, рациональность и стратегичность – способы согласования ресурсов, условий и целей.
Возрастное самочувствие - набор себяощущений, получаемых в типичных формах взаимодействия со средой, дающий человеку возможность почувствовать, определить себя во времени и пространстве, адекватно своему возрасту