Высшее образование в России 2
Какие проблемы связаны с ВО? Соответствие качества специалиста нуждам современного общества Какие нужны методы и средства в организации высшего образования? Каким может быть идеал ВО? Что означает «МОДЕРНИЗАЦИЯ»? (осовременить или догнать?)- реформирование, развитие, эволюция
Что надо модернизировать? Познавательную деятельность или творческую?
Основные факты из истории высшего образования
Выделить основные знания: Выделить основные знания: а) дефиниция «ВО»(ключевые слова, говорящие слова, задачи, идеи, мысли) в) специфика первых университетов г) направления развития (отличия немецкого и французского вариантов) д) задачи ВО е) какие модели ВО выделяются
Высшее образование Это уровень квалификации по специальности, полученной в вузах, формально подтвержденный дипломом об окончании вуза. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика личности, определяющая способность решать профессиональные проблемы и задачи.
Ключевые компетенции - способность использовать информацию (в том числе и на иностр.языке), -знание социально-правовых основ поведения в гражданском обществе,
Базовые компетенции Отражают специфику профессиональной деятельности (педагогической, медицинской, инженерной и т.д.)
Специальные Проявляются в контексте предметной области. Все компетенции характеризуют знания (системность, глубина, действенность, обобщенность) и перенос (умения)
Самооценка - знаю (как будущий специалист ) основные сведения из теории и методики обучения и воспитания, формы активизации внимания -умею (четко говорить, грамотно излагать свои мысли, убеждать, работать с информацией, пользоваться интернетом, презентовать себя), организовать работу в группе, - личные затруднения
Первые университеты России 12-13 вв. –в Европе стали возникать первые университеты как научные и учебные центры в области богословия, права, медицины и философии. Это были центры подготовки образованных людей, способных занимать ответственные должности на службе государству
В России только в1632 году создано первое русско-украинское высшее учебное заведение - Киево-Могилянская академия (коллегия) В 1694 году эта академия получила государственное довольствие. В академии учились дети духовенства, горожан, казаков, крестьян. При ней был и сиротский дом(бурса) в виде общежития.
Академия делилась на 7 классов (школ).После низших классов (фара -подготовительный, инфима, грамматика, синтаксима) ученики переходили в средние – риторики и поэтики. Академия делилась на 7 классов (школ).После низших классов (фара -подготовительный, инфима, грамматика, синтаксима) ученики переходили в средние – риторики и поэтики.
Решившие принять духовный сан, продолжали образование в высших классах – философия (2 года) и богословие (4 года). В академии преподавались: астрономия, музыка, катехизис, славянская и латинская словесность, славянский, польский, греческий, древнееврейский, немецкий, французский, латинский языки, история, география, математика, медицина, архитектура, живопись, естественная история, нотное пение. Преподавание до 18 века велось на латинском языке.
28 января 1724 г. – Сенат принял Указ об учреждении в Петербурге 28 января 1724 г. – Сенат принял Указ об учреждении в Петербурге Академии Наук с университетом и гимназией. Для содержания Академии предполагались налоги с городов Нарвы, Дерпта, Пернова, Аренсбурга. Вели занятия 17 профессоров: математик Н.Бернулли,астроном И. Делиль, физик Г.Бюльфингер, физиолог Я.Герман
В 1758 году «смотрение» за Академией было поручено М.В.Ломоносову, который разработал оригинальный учебный план, в котором на первом году обучения предусматривалось обязательное посещение всех лекций (чтобы иметь понятие о всех науках и всяк мог видеть, в какой кто науке больше способен), на втором – посещение только специальных циклов, а на третьем – прикрепление студентов к отдельным профессорам «для упражнения в одной науке».
Из-за недостатка студентов, профессора ходили на лекции друг к другу. Из-за недостатка студентов, профессора ходили на лекции друг к другу. С чем связан недостаток студентов?
1755году был учрежден Московский университет Преподавали первые ученики Ломоносова Н.Н.Поповский, А.А.Барсов и др. 1773 г. – открывается Горное училище (ныне Санкт-Петербургский государственный горный институт). В программу училища входили арифметика, геометрия, маркшейдерское искусство, минералогия, рисование, металлургия, химия, механика, физика, французский, немецкий, латинский язык, черчение, всеобщая русская история, география, логика, зоология, ботаника, математика, архитектура.
Университет – «место, определенное и посвященное наукам и учению, должно представлять все собрание потребных в жизни человеческой наук, весь круг просвещающего разум учения» (проф. А.А.Барсов) Университет – «место, определенное и посвященное наукам и учению, должно представлять все собрание потребных в жизни человеческой наук, весь круг просвещающего разум учения» (проф. А.А.Барсов)
Основные формы занятий: Основные формы занятий: диспуты, письменные сочинения Слушание лекций в других университетах Публичная защита
В 1764 году открывается Медицинский факультет С 1740 г. начинается музыкальное образование, открываются классы искусств и театральные училища. 1771 - рисовальная школа, типография 1866 год – открытие Московской консерватории
1804 г, 17 ноября в Казани учреждается Казанский университет, с первых лет ставший центром образования и науки. В нем сформировался ряд научных направлений и школ(математическая, химическая, лингвистическая, геологическая, геоботаническая)
Предметом особой гордости Стало создание неевклидовой геометрии (Н.И.Лобачевский), открытие химического элемента рутения (К.К.Клаус), теории строения органических соединений (А.М.Бутлеров), парамагнитного резонанса (Е.К.Завойский, С.А.Альтшулер)и др.
1802 – образовано Министерство народного просвещения Реформа 1804 года (Александр 1). По Уставу Университет – образовательный округ, новые уставы (Московский, Казанский, Харьковский, Петербургский и Дерптский и Варшавский) С-Петербургский:3 факультета: философских наук, исторических и словесных (позднее – факультет восточных наук)
В1830г. По указу Николая 1 На базе Воспитательного Дома (1763г.)создается Ремесленное учебное заведение (ныне Московский гос. технический университет), где впервые введены практические занятия на базе производственных мастерских и лабораторий («русский метод обучения», отмеченный высшими премиями на международных выставках в Филадельфии и Париже))
Николай 1. Не испытывал уважения к университетам, но понимал необходимость образования для России. Министром народного просвещения назначен граф Уваров: говорил о православии будучи безбожником, не веруя в Христа, о самодержавии – будучи либералом, о народности – не прочитав в свою жизнь ни одной русской книги, писавши постоянно по- французски или по-немецки
Меры: отправлены 20 студентов за границу (ни один не вернулся на родину) В Петербурге открыт Главный педагогический институт
Роль устава 1835 года Изменена структура университета (3 факультета: медицинский, юридический, философский с двумя отделениями- физико-математическое и историко-филологическое). Открылась кафедра богословия. Введены уроки рисования, фехтования, танцев, музыки, а в Казанскои и Харьковском - уроки верховой езды
Этот устав далеко отдалил российские университеты от западных. Этот устав далеко отдалил российские университеты от западных. Появилась целая плеяда российских профессоров (Т.Н.Грановский,Н.Н.Зинин,Буслаев, Н.И.Костомаров и др.)
Устав 1861 года (Александр 2) Широкая автономия университетов, право на присуждение степеней (1863-1874гг.- получили магистерские степени более 780 человек, из 585 профессоров и доцентов 80% были российскими в возрасте до 50 лет.
Создаются научные школы: Математическое сообщество (ак. П.Чебышев), школа физиологов (И.М.Сеченов),менделеевская химическая школа(А.Бутлеров),исторического образования
Устав 1863 года Чтобы пресечь вольнодумство и политические увлечения, введен латинский и греческий языки, античная история и литература, введено полное подчинение государственной власти, ограничены права студентов, не допускались на экзамены преподаватели, читающие лекции.
1884 – новый Устав Ректор выбирался министром, полную власть получил попечитель, жесткий отбор студентов, введена плата за обучение (за слушание лекций, участие в практических, введены «гонорарные» сборы со студентов преподавателям, вновь введена форменная одежда для студентов, введены семестровые экзамены
1888 год – открыт Томский университет Принято 142 студента – выпущено 47
Конец ХIХ- начало ХХ века Выделяются 2 стороны: увеличение числа студентов, развитие научных школ и недовольство уставом 1884 года. Начинаются массовые выступления студенчества в 1894 году (11 февраля) волнение охватило 25 тысяч студентов С-Петербурга,15 февраля к ним примкнули и студенты Москвы.
По указу Николая II улучшился быт, увеличилось количество надзирателей (педелей, кураторов), разрешено было создавать студенческие организации, кружки для культурных и научных целей. Принято правило: исключенные за неповиновение начальству и участие в студенческих волнениях студенты обязательно отдавались в солдаты (свыше 200 киевских студентов отдано в солдаты) По указу Николая II улучшился быт, увеличилось количество надзирателей (педелей, кураторов), разрешено было создавать студенческие организации, кружки для культурных и научных целей. Принято правило: исключенные за неповиновение начальству и участие в студенческих волнениях студенты обязательно отдавались в солдаты (свыше 200 киевских студентов отдано в солдаты)
Министр Боголепов, предложивший эти правила, был убит эсерами В 1902 году началась третья забастовка студентов (30 тысяч) Новый министр Глазов В.Г. признался, что он никогда не занимался образованием, но готов выполнить волю императора и очистить университеты от определенного типа людей.
В печати выступили проф. С.Н. Трубецкой, В.Вернадский, Д.Менделеев и др об ущемлении российских университетов, о том, что профессора не имеют полномочий, о допущении женщин к высшему образованию, о профессорах, которые должны заниматься только научной деятельностью, о количестве выпускников (оканчивала только одна четвертая часть)
1905-1907 гг. занятий не было Закрывались университеты. Вводится курсовая (вместо предметной) система образования. Сроки обучения не ограничивались (от 2 до 6 лет). Предметная система позволяла работать студентам с преподавателями, ориентировалась на сильного студента и талантливого преподавателя.
Поражение первой русской революции привело к утрате университетами определенных свобод: -запрещен прием из реальных училищ, духовных семинарий, прием женщин, -введено увольнение студентов и профессуры без права поступления снова. 1911 год снова вызвал волнения студентов (смерть Л.Н.Толстого, похороны проф. Муромцева и т.д.)
Начались массовые увольнения профессоров 1911 год из МУ – уволено 146 преподавателей. Николай II посчитал, что открывать новые университеты нет необходимости, хватит и старых, а внимание обратить на новые гимназии, средние технические и сельскохозяйственные школы
В Европе в период1900-1912гг. открылось: Германия - 10 Италия – 11 Франция – 13 новых университетов, в России – 1 (Саратовский)
В годы первой мировой войны Начали принимать женщин на медицинские факультеты, эвакуированы Варшавский и Дерптский, Киевский и др.
Годы революции На Западе обсуждались вопросы о повышении научности университетов, об утрате приоритетности в науке университетов. Ортега-и-Гассет опубликовал книгу «Миссия университетов», отметив их более широкое назначение: помочь стать хорошим человеком, профессионалом и не обязательно ученым.
В 1918 году Открыто 16 государственных университетов, появились инженерные, агрономические, факультеты общественных наук (ФОН), упразднились юридические. Постепенно увеличилось количество женщин в университетах. Большую роль сыграли рабфаки с их стипендиями и красноармейскими пайками..
Постановлением Советского правительства В вузах отменены все экзамены, исключался всякий контроль за студентами. Введено ограничение (не более 15 лет) для работы преподавателей в одном вузе. Многие университетские советы отказались принимать новую власть
На первых порах А.В.Луначарский был за ликвидацию университетов: - это фабрика дипломов, необходимых для карьеры. Тезисы Покровского (одобренные Политбюро): бесплатное обучение, уничтожение дипломов, открытый конкурс для преподавателей, выборность профессуры (на срок не более 5 лет), широкий обмен учеными между университетами, не ограничен срок поступления в университет
Женщины получили право на высшее образование только после революции 1917 года В 1914-1915 уч. году в 105 вузах обучалось 127, 4 тысяч человек. В 1970 -1971 уч.году -4,6 млн. студентов 43,6% - в инженерно-технического направления, 35,6% - гуманитарное и естественнонаучное, 7,7% - сельскохозяйственное, 7,1 - медицинское
Обобщения: Первые годы советской власти – бойкот университетов, Перестройка университетского образования, Резкое увеличение численности студентов Наступление на университетскую автономию
Лекция 3 Тема: «СОВРЕМЕННОЕ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Образование сегодня рассматривается в качестве важнейшего показателя уровня духовных и материальных достижений социума, как основной критерий цивилизации. Образование сегодня рассматривается в качестве важнейшего показателя уровня духовных и материальных достижений социума, как основной критерий цивилизации.
Онтологическое или предметное содержание образования составляет многовековой социокультурный опыт, используемый человеком для решения насущных задач и глобальных проблем, определяющих само существование и развитие социума. Онтологическое или предметное содержание образования составляет многовековой социокультурный опыт, используемый человеком для решения насущных задач и глобальных проблем, определяющих само существование и развитие социума. ОБРАЗОВАНИЕ проявляет себя бесконечно в триединстве главных своих составляющих:
в знании, в поведении и в духовности. Результатом образования являются знания. Какие методы и формы являются основными?
Ориентированные на овладение ГОТОВЫМИ ЗНАНИЯМИ. Ориентированные на овладение ГОТОВЫМИ ЗНАНИЯМИ.
Роль образования 1. Это непрерывный процесс информационного воздействия на человека (овладение родным языком, нормами поведения в социальной среде, овладение первичными трудовыми навыками)
2. Образование как собственно обучение, как функциональная система взаимодействия, взаимоотношения, взаимоСОдействия Обучение – это специально организованное образование для получения специально запланированного результата
При этом система предполагает: Ответы на вопросы: Какой результат должен быть получен? Когда именно должен быть получен результат? Какими средствами? Как система убеждается в достаточности полученного результата?
Важно соответствие критериям: Важно соответствие критериям: оптимальности, продуктивности и нормативной объективности при поэтапном достижении функциональной готовности специалиста к деятельности
Противоречия современного ВО: Между социальным заказом и узко предметной направленностью образовательной системы вуза, преобладанием традиционных форм организации подготовки специалиста, отсутствием модели, ориентированной на развитие умений самоорганизации студентов;
Между постоянно меняющимися требованиями рынка труда и отсутствием гибкости в системе подготовки специалистов; Между постоянно меняющимися требованиями рынка труда и отсутствием гибкости в системе подготовки специалистов; Между тенденцией устойчивости, неизменности, законченности содержания образования и новыми задачами и требованиями инновационного изменения, встраивания в современную быстроменяющуюся жизнь, социокультурную и производственную ситуацию
Высшее образование в России - в состоянии непрерывного совершенствования и модернизации с целью подготовки к образованию «длиною в жизнь» П.Г.Щедровицкий выделил три группы системных проблем современного высшего образования:
1. Зауженная образовательная мобильность (нет образовательного пространства, по которому можно перемещаться, ни школьники, ни студенты не имеют возможности перемещаться по стране и погружаться в разные ситуации); 1. Зауженная образовательная мобильность (нет образовательного пространства, по которому можно перемещаться, ни школьники, ни студенты не имеют возможности перемещаться по стране и погружаться в разные ситуации);
2. Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношения между лекциями и самоподготовкой должны быть иными, студенты должны уметь самостоятельно работать с текстами. 2. Устаревшая технологическая инфраструктура. Соотношения между лекциями и самоподготовкой должны быть иными, студенты должны уметь самостоятельно работать с текстами. Необходимо изменить процесс самоорганизации, направить его на успешность учебной деятельности
3. Кадры (лишь 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения). 3. Кадры (лишь 10% педагогов в принципе способны осваивать новые технологии обучения). 4. Образование – это огромная инерционная система, в которой разработка и внедрение новых методик занимает годы и десятилетия.
5. Цикл смены профессий стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования никак не может найти новые формы своего функционирования. 5. Цикл смены профессий стал меньше (2-3 раза в течение жизни), поэтому система образования никак не может найти новые формы своего функционирования.
6. Запаздывание внедрения новых направлений в профессиях. Мало специальностей по проблемам культуры дизайна, маркетинга моды, 6. Запаздывание внедрения новых направлений в профессиях. Мало специальностей по проблемам культуры дизайна, маркетинга моды, управления персоналом, управления досуговой деятельностью и др.
7. Отсутствует индивидуальная работа со студентом с первого по выпускной курс, способствующая развитию научной индивидуальности. 7. Отсутствует индивидуальная работа со студентом с первого по выпускной курс, способствующая развитию научной индивидуальности. 8. Не внедрены консультационные центры по разнообразным вопросам, в том числе и по трудоустройству. 9.Жесткая регламентация содержания профессионального образования, декларативный характер вариативности образовательных процессов в вузах.
10. Усиление зависимости личных успехов в жизни, карьеры от образования, 11. Увеличение информационного потребления и проблема качества подготовки специалиста (уровень необходимых и достаточных знаний для дальнейшего саморазвития)
По признанию специалистов, Сохранение профессиональной компетентности становится все более сложной задачей, поскольку, по подсчетам американских ученых, специалист должен ежегодно обновлять 5% теоретических и 20% практических профессиональных знаний.
В США установлена единица измерения устаревания знаний – «период полураспада компетентности». Когда в результате появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%. В США установлена единица измерения устаревания знаний – «период полураспада компетентности». Когда в результате появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50%. Этот период в течение последних десятилетий сокращается.
1940гг. – устаревание знаний наступало через 12 лет; 1940гг. – устаревание знаний наступало через 12 лет; 1960- е– 8-10 лет 2000 –е – 2-3 года. Побеждает тот, кто учится быстрее и тем самым имеет возможность ответить на любой «вызов» времени.
Требования к специалисту: -горизонтальная (географическая) и вертикальная (профессиональная) мобильность (как качество личности, как деятельность по изменению условий, как процесс преобразования себя). Виды мобильности: социальная академическая, культурная, социокультурная, профессиональная, коммуникативная и т.д.
Основой интеграционных процессов являются общеевропейские и мировые соглашения (Болонский процесс, Азиатско-Тихоокеанский интеграционный процесс), выдвинувшие фундаментальный принцип: свободное движение личности в мире образования, направленное на повышение качества жизни и профессиональной деятельности специалиста Основой интеграционных процессов являются общеевропейские и мировые соглашения (Болонский процесс, Азиатско-Тихоокеанский интеграционный процесс), выдвинувшие фундаментальный принцип: свободное движение личности в мире образования, направленное на повышение качества жизни и профессиональной деятельности специалиста
Нет разработок на таких уровнях: Концептуальном(не определено понятие «специалист в сфере образования»). Теоретико-методологическом (отсутствует совокупность принципов и подходов к разработке системы). Содержательном (перечень компонентов и блоков подготовки) Технологическом Диагностическом
Какими могут быть содержательные линии индивидуальных траекторий специалиста в пространстве профессии?
Прогнозирование инновационных изменений, Повышение степени готовности к инновационным изменениям в образовании Повышение степени личной ответственности за самореализацию в профессии
Проект МОДЕЛЬ СОВРЕМЕНННОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ (ценностно-целевое обоснование, содержание подготовки, технологии)