СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ ТРАДИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Характеристика образовательного процесса Традиционная образовательная программа
Ценностная ориентация Общечеловеческие ценности
Целевая направленность Формирование определённых знаний, умений и навыков
Ориентация На «среднего» ребёнка
Обязательность участия детей Обязательно для всех детей; у них нет выбора.
Основные мотивы участия детей Авторитарный подход взрослого. Сужение спектра смыслов деятельности
Стиль поведения взрослого Руководящий, императивный, назидательный (дети–подчинённые)
Речь участников Монолог взрослого
Модель организации Занятие (аналог урок)
Основной принцип организации содержания образования Предметный
Основные принципы реализации содержания Дифференциация: содержание дошкольного образования расчленено (дифференцировано на отдельные предметы, аналогичные школьным, - ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений, развитие речи, рисование, лепка, аппликация и др.
Основное средство реализации содержания Методики как набор предписаний, требующих точного исполнения
Преобладающие методы Словесные, объяснительные, носящие репродуктивный характер
Основной путь и характер образования Многократное повторение (натаскивание), подражание, имитация, следование образцам. Преобладает овладение операционной стороной деятельности.
Основные формы организации детей Фронтальные (групповые), сочетаемые с подгрупповыми и индивидуальными
Степень регламентированности Очень высокая: образовательный процесс жёстко регламентирован по времени, содержанию и формам логикой изучаемых учебных предметов, а также определяемых данной логикой планов образовательной деятельности, конспектов учебных занятий, сценариев и т.п. любые «отступления» квалифицируются как недостатки образовательного процесса, в том числе обусловленные учётом потребностей и интересов детей.
Организация пространства Взрослый над детьми и (или) напротив них: занимает типично «учительское» место, появляется для оказания помощи, контроля и оценки детских работ. Дети, как правило, не перемещаются в пространстве для поддержания дисциплины