МОУ «Шемуршинская средняя общеобразовательная школа» Современный урок математики Учитель начальных классов Чураева М.В.
Обучение математике – это искусство, направленное вовсе не на весь класс одновременно, а на каждого ученика в отдель-ности. Урок – как музыкальное произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, пролетает для тридцати пар глаз одновременно, но в душе и в уме каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой еще предстоит продираться через дебри и овраги к пониманию, к истине. Но не все дети одинаково трудолюбивы. Поэтому очень важным я считаю найти путь к пониманию и сердцу ребенка
Как заинтересовать школьников математикой? Как сделать так, чтобы ребятам хотелось идти, спешить на урок математики? Как сформировать ответственное отношение учащихся к своему учебному труду? Система моих уроков направлена прежде всего на то, чтобы мои ученики совместно со мной «творили» уроки, работали бы с полной отдачей сил. В процессе обучения меня всегда Привлекают все новые и оригиналь- ные формы, методы и подходы к изложению учебного материала, с целью увлечения школьников предметом, повышения эффектив- ности освоения учебного материала, а современные информационные технологии позволяют учителю достичь более высокого уровня в обучении.
Перестройка системы образования обусловила необходимость изменений в структуре взаимоотношений между учителем и учеником. Реально стал вопрос о замене авторитарной педагогики, педагогикой сотрудничества, в ходе которой активность учащихся направляется на открытие новых фактов изучения предмета, на усвоение научных понятий в четкой системе, а научный процесс организуется с привлечением максимального числа разнообразных методических средств и приемов Наиболее эффективна и оптимальна для достижения цели обучения групповая работа, работа в парах .
Работу в парах начинаем вводить с первого класса. В первом классе главным становится выработка умения договориться. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт…)
Заданиями для групповой работы могут быть задачи с недоопределённым условием, не имеющие решения, имеющие несколько ответов, с лишними данными. Групповая форма работы может быть эф- фективной при проверке домашних заданий, хорошо оправдывают себя проблемные задания. Их ценность в том, часть заданий предусматривает выполнение интересных, связанных с изучаемым материалом опытов, которые затем учащимся всего класса показывают сами авторы. Поскольку групповые формы работы способствуют решению не только образовательных задач, но и воспитательных, они должны обязательно применяться хотя бы время от времени, причём независимо от особенностей класса и навыков проведения таких уроков у учителя. Учитель отслеживает и оценивать то, как участники слушают друг друга, помогают друг другу, вместе решают возникшую проблему. Можно включить некоторый элемент соревнования между группами. Также необходимо оговорить, что процесс выполнения задания в группе должен осуществляться на основе обмена мнениями, оценками. В конце занятия, выработанные каждой группой решения обсуждаются всем классом. Обязательно должен быть заключительный этап работы с подведением итогов, когда учитель (или класс, или группа наблюдателей) выносит решение о результатах выполнения заданий и работе групп. Таким образом, оценивается не только результат решения задачи, но и работа группы. Оценка работы группы не должна приводить к конфликтам и обесцениванию результатов работы от- дельных групп или учеников.
В последнее время с появлением новых технологий сам урок заметно усложнился, выросли требования к нему, изменились отношения учителя и учеников на уроке, появи-лись новые формы организации процесса обучения. В педагогичес-кой справочной литературе рассма-триваются многие вопросы, связан-ные с построением урока, и предла-гаются разнообразные виды его анализа. Однако, несмотря на определенное программами содер-жание и общие требования к уроку, его драматургия и режиссура, эмо-циональная окраска и индивидуаль-ность непосредственно зависят от личности учителя, от его творчес-кого подхода к делу, от степени педагогического мастерства, уров-ня культуры его труда.
Групповая работа
«Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок». «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком». «Современный урок – это урок без стрессов».