«Построение эффективного общения педагога с родителями, переход к продуктивному взаимодействию детского сада и семьи» Подготовила воспитатель младшей группы Федорова Н.А.
Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем, сформировать правильное родительское поведение.
В последнее время много говорят о взаимодействии участников образовательного процесса, о сотрудничестве и выстраивании партнерских отношений педагогов с родителями. Такое взаимодействие происходит на основе уважения друг к другу, когда родители и педагоги вместе определяют задачи воспитания и обучения детей. Партнерские отношения не возникают сами по себе, их нужно создавать и выстраивать. В литературе выделяют основные составляющие так называемой «формулой партнерства».
Формула партнерства, согласно Е. Д. Проскуряковой состоит из: Уважения – признание ценности партнера и его мнения; Интереса к партнеру; Наличие общей цели; Диалога как формы контакта; Договора о взаимодействии; Понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера; Разделение ответственности – принятие на себя ответственности за свои действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия. Без каждой из этих составляющих партнерство невозможно.
В отношении педагогов ДОУ и родителей эту формулу можно рассматривать так: Уважение к родителям. Уважение рассматривается в профессиональной позиции педагога, признающего достоинства личности, ценность и значимость партнера. Отсутствие уважения со стороны педагога ведет к авторитарному взаимодействию с родителями. Интерес к родителям. Выражается в стремлении педагога узнать потребности и особенности родителей во взаимодействии с ребенком, получить максимальную информацию, увидеть в общей массе родителей реального человека. Отсутствие интереса к родителям часто связанно с восприятием родителей как объектов, а не субъектов образовательного процесса. Наличие общей цели. Обеспечивает контекст взаимодействия. Если у педагогов и родителей нет общих целей, то и взаимодействие будет чисто формальным. Контакт и диалог. Дают возможность общаться и происнять позиции друг друга.
Договор с родителями. Может носить формальный и неформальный характер. Понимания и соблюдение собственных прав и прав партнера. На первое место при взаимодействии педагогов с родителями выходят такие права, как: Право на собственное мнение и собственный выбор; Право на информацию; Право на уважение; Право просить о помощи; Право получать признание и т.д. Распределение ответственности между педагогами и родителями. Основная сложность во взаимодействии с родителями – это определение зоны ответственности педагогов и родителей. При непонимании этого происходит взаимное обвинение друг друга, перекладывание ответственности и уход от нее.
Приемы общения с родителями Приемы общения с родителями, позволяющих развивать партнерские отношения: Тщательно выбирайте темы для обсуждения с родителями воспитанников. Яркий оживленный диалог можно поддерживать обоюдно интересной и приятной беседой. В общении не переходите к монологу, для этого можно использовать разнообразные вопросы. Впервые начиная разговор с родителями, воздерживайтесь от выражения любых своих глубоких убеждений и взглядов. Определите, что в данный момент первостепенно, и не тратьте свое и чужое время на малозначительные детали. Проявляйте искренний интерес к родителям воспитанников. При проявлении искреннего интереса к собеседнику происходит переключение внимания на положительные стороны друг друга. Будьте внимательны к родителям воспитанников.
В соответствии с новыми требованиями ФГОС, формы работы с родителями должны содержать образовательные области: «Познание» «Социализация» «Безопасность» «Здоровье» «Физическая культура» «Коммуникация» «Чтение художественной литературы» «Художественное творчество» «Музыка» «Труд»
Формы и методы работы с семьей. Информационно-аналитические Выявление интересов, потребностей, запросовродителей, уровня их педагогической грамотности Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик» Досуговые Установление эмоционального контакта междупедагогами, родителями,детьми Совместные досуги,праздники, участиеродителей и детей ввыставках Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психоло гическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей Семинары-практикумы, педагогическийбрифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, кон сультаций в нетрадиционной форме, открытые занятия, дни открытых дверей, презентация дошкольного учреждения, клубы родителей, вечера вопросов и ответов,устные педагогическиежурналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей Наглядно-информационные:информационно-ознакоми тельные; информационно-просветительские Ознакомление родителей сработой дошкольного уч реждения, особенностямивоспитания детей.Формирование у родителей знаний о воспитании иразвитии детей Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельностидетей. Выпуск газет,организация мини-библиотек, мини-музеев С какой цельюиспользуется эта форма Формы проведенияобщения
Технология взаимодействия. Система работы ДОУ с семьей Принципы работы с родителями: целенаправленность, систематичность, плановость; дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной специфики каждой семьи; возрастной характер работы с родителями; доброжелательность, открытость. Методы изучения семьи: анкетирование; наблюдение за ребенком; посещение семьи ребенка; обследование семьи с помощью проектных методик; беседа с ребенком; беседа с родителями.
Формы работы с семьей Традиционные Презентация дошкольного учреждения Открытые занятия с детьми для родителей Посещение семьи Педагогические беседы Педагогический совет с участием родителей Тематические консультации Групповые собрания: КВН, викторины, посиделки, круглый стол, конференции, «за чашкой чая». Круглый стол с родителями Конференции с родителями Практические семинары Библиотечка для родителей Создание клубов для родителей Наглядная пропаганда Нетрадиционные Первые визиты в детский сад Телефонные звонки Брошюры Бюллетени Еженедельные записки Личные блокноты Приемы создания ролей для родителей: гость группы, доброволец. Проектная деятельность
Современные формы работы с семьями воспитанников имеют неоспоримые преимущества: положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. учет индивидуальности ребенка родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье; возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений
Успешное взаимодействие ДОУ и семьи осуществляется при соблюдении обязательных условий: осознание цели деятельности каждым участником процесса; обеспечение индивидуального подхода к каждой семье воспитанников; четкое планирование деятельности взаимодействия ДОУ с семьей.
Спасибо за внимание.