Тема 9 Российский парламентаризм. Федеральное Собрание Российской Федерации (6 час.)
Вопросы темы Природа и место парламента в системе государственной власти. Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный и как законодательный орган. Двухпалатная структура Федерального Собрания Российской Федерации. Смысл двухпалатной структуры и принципы взаимоотношений палат. Принципы формирования Совета Федерации и Государственной Думы. Компетенция Совета Федерации и формы ее осуществления. Компетенция Государственной Думы и формы ее осуществления. Организация работы палат Федерального Собрания. Регламенты палат. Акты палат. Понятие и стадии законодательного процесса. Порядок взаимоотношений Совета Федерации и Государственной Думы в процедуре законодательного процесса. Контрольные полномочия Федерального Собрания, проблемы их осуществления. Конституционно-правовой статус Счетной палаты Российской Федерации. Статус члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы. Природа депутатского мандата. Депутатский и парламентский запросы. Индемнитет и иммунитет. Парламентская дисциплина.
Всякий ли законодательный орган – парламент?
Основные признаки парламентаризма свободные и конкурентные выборы свобода парламентской деятельности отсутствие незаконного давления со стороны других институтов власти оптимальный численный состав процессуальные гарантии соблюдения прав меньшинства
Функции парламента представительная законодательная (иногда учредительная) бюджетно-финансовая формирование некоторых органов государственной власти контрольная – над исполнительной властью принятие одноразовых актов – объявление войны, амнистия и т.п. церемониальная – свидетельствование вступления в должность
Представительная функция Выражение ценностей, мировоззрений, интересов разных групп населения Учет мнений, позиций меньшинства Цели (смысл): Обеспечение социального мира в стране Выработка компромиссных решений
Законодательная функция Выработка основных правил Стабильность правовой системы Выработка основных задач для исполнительной власти
Контрольная функция Основная форма контроля общества за государством (СМИ, НПО) Депутатский и парламентский запросы Парламентские расследования Счетная палата РФ Уполномоченный по правам человека в РФ
История парламентаризма в России Государственная Дума до апреля 1917 г. – зачатки парламента (законосовещательный орган) Апрель 1917 г. Ленин: «Не парламентская республика, а республика Советов…» – система Советов как якобы полновластных и якобы народных органов власти 1989 г. Съезд народных депутатов СССР – вновь зачатки парламента 1990 – Съезд народных депутатов РСФСР – протопарламент 12 декабря 1993 г. – выборы в Государственную Думу России
Двухпалатная структура Федерального Собрания (основные различия) Совет Федерации Представительство интересов субъектов РФ Не имеет сроков полномочий Не может быть распущен Своя компетенция Свои внутренняя структура, организация работы и аппарат Одобрение законов Фильтр для решений Госдумы (законы, «импичмент») Заседания не реже 2-х раз в месяц (1 день = утреннее и вечернее заседания)
Двухпалатная структура Федерального Собрания Необходимость представительства разных - территориальных и политических - интересов. Отсюда – разная компетенция и раздельные заседания палат (совместные только в 3-х случаях) Взаимное сдерживание. Но в основном сдерживание Советом Федерации Государственной Думы, дабы политические страсти не нарушили стабильность государства.
Формирование Совета Федерации 2 представителя от каждого субъекта РФ – по 1 от исполнительной и законодательной власти (до декабря 2005 г.: 89х2=178. Сейчас: 85х2=170) 1993-1995 – прямые выборы народом 1995-2000 – по должности 2000-по н/в – представители глав регионов и законодательных собраний
Формирование Государственной Думы Общая численность – 450 депутатов 1993-2007 гг. – смешанная система = ½ по мажоритарной системе + ½ по пропорциональной системе С декабря 2007 г. – состав ГД полностью избирается по пропорциональной системе (федеральные списки)
Компетенция Совета Федерации а) утверждение изменения границ между субъектами РФ; б) утверждение указа Президента РФ о введении военного положения; в) утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; д) назначение выборов Президента РФ; е) отрешение Президента РФ от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Компетенция Государственной Думы а) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; б) решение вопроса о доверии Правительству РФ; в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Структура Совета Федерации
Структура Государственной Думы
Компетенция Совета палаты (СФ) ежемесячно утверждает график заседаний Совета Федерации; рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации; формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации; принимает решения о проведении парламентских слушаний; даёт согласие на назначение на должность и освобождение от должности руководителя аппарата Совета Федерации; принимает решение о награждении граждан и организаций Российской Федерации, а также граждан иностранных государств Почетной грамотой Совета Федерации; периодически заслушивает отчеты руководителя аппарата Совета Федерации; заслушивает информацию комитетов, комиссий, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений палаты, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам, комиссиям и должностным лицам Совета Федерации
Компетенция Совета ГД формирует проект примерной программы законопроектной работы ГД на текущую сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы ГД; формирует проект календаря рассмотрения вопросов на очередной месяц с указанием тематических блоков только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении; формирует проект порядка работы ГД на очередное заседание; назначает соответствующий комитет ГД ответственным за подготовку законопроекта, внесенного в ГД; направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний.
Комитеты палат осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению палатой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение палаты; в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд РФ; организуют парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета; решают вопросы организации своей деятельности.
Законодательный (законотворческий) процесс Законотворческий процесс – это состоящая из определенных Конституцией РФ стадий деятельность органов государственной власти в рамках их полномочий, направленная на принятие или противодействие принятию федерального закона
Законодательный (законотворческий) процесс Принятый федеральный закон - это федеральный закон, принятый Государственной Думой и считающийся одобренным Советом Федерации. – Т.е. не надо путать «принятый закон» и «принятый Думой закон». «Несовпадающее содержание этих понятий отражает специфику отдельных стадий законодательного процесса». (п. 3 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. № 10-П).
Субъекты законодательной инициативы Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды РФ (только по вопросам их ведения).
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 1: внесение законопроекта субъектом законодательной инициативы Требуются: а) пояснительная записка к законопроекту, содержащая предмет законодательного регулирования и изложение концепции предлагаемого законопроекта; б) текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект; в) перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ, заключение Правительства РФ.
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 2: принятие законопроекта Госдумой Законопроект регистрируется. С этого дня проект считается внесенным в ГД. Председатель Государственной Думы направляет законопроект в профильный комитет ГД, который определяет (в случае необходимости совместно с Правовым управлением Аппарата ГД) соответствие законопроекта необходимым требованиям и представляет законопроект в течение 14 дней на рассмотрение Совета ГД. Совет ГД назначает ответственный за подготовку комитет ГД (если не отправляет проект субъекту инициативы при несоответствии требованиям). Одновременно проект рассылается в СФ, Президенту, в Правительство, высшие суды для дачи замечаний. Проект по предмету совместного ведения направляется в ЗАКСЫ субъектов РФ. Совет ГД устанавливает срок подготовки к рассмотрению. Если аналогичный проект принят в 1-м чтении, проект возвращается «автору»
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 3: Первое чтение За 14 дней до рассмотрения проект – в Совет ГД За 3 дня до рассмотрения проект – в СФ, Президенту, в Правительство и депутатам ГД Присутствие на заседании ГД субъекта, внесшего проект (его представителя), обязательно. Иначе проект не рассматривается. На заседании ГД обсуждается концепция, дается оценка соответствия основных положений проекта Конституции РФ, его актуальности и практической значимости По результатам обсуждения Дума может: принять проект в 1-м чтении и продолжить работу над ним; принять закон (т.е. сразу в 3-х чтениях); отклонить проект (возвращается «автору»); Вынести на всенародное обсуждение
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 4: Второе чтение В ответственный комитет вносятся поправки Комитет изучает их, проводит экспертизу и т.д. Может быть изменено название проекта Ко 2-му чтению комитет составляет три таблицы поправок: включенных в текст; рекомендуемых к отклонению; по которым не принято решения Проект направляется в Совет ГД Совет ГД принимает решение о включении проекта в календарь рассмотрения (или не принимает) и назначает докладчика от комитета При 2-м чтении голосуются, главным образом, поправки – как внесенные, так и отклоненные комитетом Если за проект не проголосует большинство, он либо снимается с дальнейшего рассмотрения, либо возвращается в 1-е чтение (т.е. меняется концепция)
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 5: Принятие закона и передача в СФ Для устранения внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями во 2-м чтении проект дорабатывается в ответственном комитете Доработанный проект направляется в Совет ГД, назначающий дату рассмотрения его в 3-м чтении, т.е. для голосования «в целях его принятия в качестве закона» При рассмотрении законопроекта в 3-м чтении не допускаются внесение в него поправок и обсуждение проекта в целом либо его отдельных разделов, глав, статей Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он считается отклоненным Принятый ГД закон со всеми сопутствующими ему материалами в течение пяти дней направляется в Совет Федерации
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 6: Рассмотрение закона в Совете Федерации Общий порядок: 14 дней! Законы, рассматриваемые в обязательном порядке. По вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; войны и мира (если СФ не успеет в 14 дней, должен продолжить рассмотрение – пост. КС РФ от 23 марта 1995 г. ) Законы, рассматриваемые СФ по своему выбору Законы, считающиеся «молчаливо одобренными»
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 7 (факультативная): Согласительный процесс Если СФ отклоняет принятый Думой закон, то по Конституции РФ: 1-й вариант – создается согласительная комиссия (по инициативе СФ или ГД), после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Думой 2-й вариант – Дума голосует за закон в прежней редакции, но требуется квалифицированное большинство голосов (не менее 2/3 от общего числа депутатов) по Регламенту ГД 3-й вариант – закон снимается с повторного рассмотрения и Дума вообще отказывается от него или возвращает к 1-му чтению
Законодательный (законотворческий) процесс Стадия 8: Подписание/отклонение и обнародование закона Президентом РФ Одобренный СФ закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ: Советом Федерации (в т.ч. при «молчаливом одобрении») Госдумой, преодолевшей «вето» Совета Федерации В течение 14 дней Президент принимает решение: подписать или отклонить закон Если подписывает, то обнародует (доводит с помощью средств массовой коммуникации до всеобщего сведения. Главным образом – публикует) Если отклоняет – отправляет в ГД с мотивированным заключением (копия в СФ) Может принять также решение возвратить закон, если была нарушена процедура его принятия (пост. КС РФ от 22 апреля 1996 г.). Это не считается отклонением, но ГД обязана вновь принять такой закон и вновь передать его в СФ
Статус российского парламентария Свободный мандат Работа в палате: Обязательное посещение заседаний Обязательная работа в одном из комитетов Обязательное участие в работе фракции Право депутатского запроса Выполнение поручений ГД Право законодательной инициативы Право на получение и распространение информации Работа с избирателями (только для депутатов ГД): Обязанность информировать избирателей о своей деятельности и деятельности фракции Прием избирателей
Статус российского парламентария Обязанности парламентария в палате: принимать личное участие в заседании соответствующей палаты, комитета, комиссии, согласительной, специальной, иной парламентской комиссий, членом которой он является; принимать личное участие в заседаниях рабочих групп, создаваемых парламентской комиссией; в случае невозможности присутствовать на заседании соответствующих палаты, комитета или комиссии по уважительной причине заблаговременно информировать об этом руководителя соответствующей структуры; участвовать в выполнении поручений палаты и её органов; соблюдать этические нормы.
Статус российского парламентария Индемнитет (2 смысла): «неответственность за высказывания и иные действия при осуществлении мандата: в палате, в комитете (комиссии), в иных случаях, когда высказывание носит публичный характер, а равно за содержание вносимых проектов законов и иных решений, за голосование, вопросы и запросы, поправки и т.п.» вознаграждение парламентария, но вознаграждение не как плата за работу, а как компенсация личных расходов. Indemnitas (лат.) – без ущерба *** Иммунитет – неприкосновенность Immunis (лат.) – свободный от повинностей; непринуждаемый, непричастный; незапятнанный
Статус российского парламентария Обязанности парламентария вне палаты: поддерживать связь с избирателями (только для депутатов Госдумы): рассматривать их обращения; лично вести прием граждан; проводить встречи с избирателями не реже чем один раз в полгода; осуществлять предусмотренные законодательством Российской Федерации иные меры, обеспечивающие связь с избирателями; информировать избирателей о своей деятельности во время встреч с ними, а также через средства массовой информации; представлять декларации о доходах и об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности.
Статус российского парламентария Права парламентария в палате: пользоваться правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, а также комитетом, комиссией данной палаты, согласительной, специальной, иной парламентской комиссией, членом которых он является; участвовать в парламентских слушаниях; получать распространяемые аппаратом соответствующей палаты Федерального Собрания документы, принятые палатами, печатные издания палат, другие документы, информационные и справочные материалы, в том числе официально распространяемые Администрацией Президента РФ, Правительством РФ, Конституционным, Верховным, Высшим Арбитражным судами РФ, Счетной палатой РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, иными государственными органами; для осуществления своих полномочий в здании соответствующей палаты иметь отдельное служебное помещение, оборудованное мебелью, оргтехникой (в том числе персональным компьютером, подключенным к общей сети, ко всем имеющимся правовым базам и государственным информационным системам, копировально-множительной техникой, аппаратом факсимильной связи), средствами связи
Статус российского парламентария Права парламентария вне палаты (некоторые): вносить законопроекты в качестве законодательной инициативы (персонально или в составе группы); направлять депутатские запросы; по вопросам своей деятельности пользоваться правом на приём в первоочередном порядке руководителями и другими должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицами начальствующего состава Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований; беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления и присутствовать на заседаниях их коллегиальных органов; выступать по вопросам своей деятельности в государственных средствах массовой информации в установленном порядке; члену Совета Федерации для осуществления своих полномочий иметь на территории соответствующего субъекта РФ транспортные средства, отдельное охраняемое помещение, оборудованное мебелью, средствами связи, в том числе правительственной, и необходимой оргтехникой, включая персональные компьютеры, подключенные к общей сети соответствующих органов государственной власти, принтеры, копировально-множительную технику, предоставляемые соответственно законодательным или высшим исполнительным органом власти данного субъекта РФ
Статус российского парламентария Ограничения (некоторые) парламентарий не вправе: быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления; выборным должностным лицом иного органа государственной власти или органа местного самоуправления, замещать иную государственную должность РФ или субъекта РФ; находиться на государственной или муниципальной службе; заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (но и эти виды деятельности с ограничениями); состоять членом органа управления хозяйственного общества или иной коммерческой организации; входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории России их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством РФ; получать в связи с осуществлением соответствующих полномочий не предусмотренные законодательством РФ вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц (подарки, полученные в связи с протокольными мероприятиями, являются федеральной собственностью); выезжать в связи с осуществлением соответствующих полномочий за пределы территории РФ за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или договоренностями на взаимной основе органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями; использовать в целях, не связанных с осуществлением соответствующих полномочий, средства
Латынь дня Omnia mea mecum porto – все мое ношу с собой
Латынь дня Amigo Plato sed magis amigo veritas – Платон мне друг, но истина дороже
Латынь дня Quod licet Jovi, non licet bovi – что дозволено Юпитеру, не дозволено быку
Спасибо за внимание!