Портфолио ученика 900igr.net
Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством * СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Личностные достижения степень прогресса личности по отношению к ее предшествующим проявления в образовательной деятельности (Илюшин Л.С.) Личное продвижение учащегося по лестнице достижений в процессе освоения знаний, умений, развития психический процессов, личностных качеств (Майоров А.Н.)
Достижения учащихся Уровень академической успеваемости Коммуникативные умения Творческая познавательная активность ребенка Личные социальные достижения внутри школы и вне ее О.Е.Лебедев
Достижения учащихся Ценностный, мировоззренческий компонент Культурологический компонент Компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности Личностный компонент (способность к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации) Природосообразный компонент (здоровье, физическое развитие) Е.В.Бондаревская
Достижения учащихся Гносиологические Аксиологические Творческие Коммуникативные Художественные М.С.Каган
Система оценки: начальная школа Внутренняя оценка: учитель, ученик, ОУ и родители Внешняя оценка: государственные службы акредитация ОУ аттестация кадров мониторинг системы образования Чтение, УУД русский математика Накопленная оценка (портфель достижений) итоговая оценка
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника (портфолио выпускника начальной школы) Любящий свой народ, свой край и Родину; Уважающий и понимающий ценности семьи и общества; Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
продолжение Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Примерный состав портфолио Выборки детских работ Результаты стартовой диагностики Материалы текущей оценки: листы наблюдений, оценочные листы Результаты и материалы тематических работ Результаты и материалы итогового контроля Достижения во внеучебной деятельности
Портфель достижений Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии
Листы наблюдений сформированности и индивидуального прогресса в развитии таких навыков учения, как: приобретение знаний, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, диалектичность мышления, метазнание
Листы наблюдений сформированности и индивидуального прогресса в развитии социальных навыков: способность принимать ответственность; способность уважать других; умение сотрудничать; умение участвовать в выработке общего решения; способность разрешать конфликты; способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе
Листы наблюдений сформированности и индивидуального прогресса в развитии ряда коммуникативных навыков: слушание (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию); говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе); чтения (способность читать для удовольствия, общения и получения информации); письма (фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести дневник)
Листы наблюдений сформированности и индивидуального прогресса в развитии навыков поисковой и проектной деятельности: формулировать вопрос, ставить проблему; вести наблюдение; планировать работу, планировать время; собрать данные; зафиксировать данные; упорядочить и организовать данные; интерпретировать данные; представить результаты или подготовленный продукт
“ portfolio” 1) Предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т.д.: портфель, дело, папка; 2) Должность министра; 3) Серия работ, документов, бумаг и т.д. объединенных общей темой: портфель ценных бумаг, папка с рисунками (словарь иностранных слов)
Историческая справка термин «портфолио» пришел в педагогику из политики и бизнеса: каждому знакомы понятия министерский портфель, портфель инвестиций, и т. д. Идея использования «Портфолио» в сфере образования возникла в США.
Портфолио это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за определенный период обучения
Портфолио – целенаправленное собрание работ учащегося, которое показывает усилия учащегося, его развитие и достижение в одной или нескольких областях учебного плана
Портфолио антология работ ученика, предполагающая его непосредственное участие в выборе работ, представляемых на оценку, а так же их самоанализ и самооценку
Портфолио Коллекция работ и результатов учащегося, всесторонне демонстрирующая усилия, прогресс и достижения в различных избранным их областях
Портфолио Выставка учебных достижений ученика по данному предмету (или нескольким предметам) за данный период обучения (четверть, полугодие, год)
Портфолио Систематический и специально организованный сбор доказательств, используемых учителем и учеником для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых
Цель и задачи портфолио: Максимальное раскрытие индивидуальных способностей; Создание условий для творческого роста; Формирование положительных нравственных качеств личности; Развитие познавательных интересов; Развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности; Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях
Функции портфолио: Диагностическая Содержательная Развивающая Мотивационная Рейтинговая
Типы портфолио Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов Комплексный портфолио
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОРТФОЛИО Может состоять: Из трех разделов (наиболее объемный и комплексный): Раздел документов+ Раздел работ+ Раздел отзывов Из двух разделов: Например: Раздел документов+раздел работ Раздел документов+раздел отзывов Раздел работ+раздел отзывов
Виды портфолио: Личный «Мой портрет» «Мои документы» «Мои работы» «Мои достижения» Тематический «Портрет» «Коллектор» (памятки, схемы, списки литературы, ксерокопии статей, иллюстрации и др.) «Рабочие материалы» «Мои достижения»
Типы портфолио (по цели) Портфолио достижений цель: демонстрация достижений Портфолио - отчет или портфолио работ цель: показать, что учащийся справился с программой обучения
Портфолио достижений Визитная карточка: - кое-что обо мне; - я и другие; - какой Я? Я и мои друзья Каким я хочу быть? Мои трудности Я – ученик: графическое изображение моего развития, хочу знать;, хочу уметь; Мои любимые предметы; Как я читаю; Книги, которые я прочитал(а) и полюбил(а) Я это заслужил(а) (мои достижения: поощрения, награды)
Типы портфолио (по цели) Рефлексивный портфолио или портфолио самооценки Цель: обучение адекватной самооценке собственных достижений и возможностей Портфель изучения темы Цель задается в рамках изучения конкретной темы (инструмент обратной связи)
Типы портфолио (по цели) Многоцелевой портфолио Цель: демонстрация достижений, отчет по результатам учебной деятельности и самооценивание этих результатов (портфолио достижений +портфолио отчет + портфолио самооценки)
Разделы портфолио (вар.1) Титульный лист Сведения об ученике Информация об участии в кружках, факультативах, секциях Документы (грамоты, благодарности, сертификаты, записи об участии в конкурсах, олимпиадах и про.) Творческие работы (сочинения, рисунки, стихи и пр.)
Разделы портфолио (вар.2) Познакомьтесь со мной Мой класс Моя семья Мои достижения
Разделы портфолио (вар.3) Я Семья Любимые уроки Мои увлечения Мои успехи
Разделы портфолио (вар. 4) Мой портрет Моя семья Друзья Школа Увлечения Достижения
Разделы портфолио (вар.5) Титульный лист Мой мир «Мое имя» «Моя семья» «Мой город» «Мои друзья» «Мои увлечения» «Моя школа» «Мои любимые школьные предметы» или «Школьные предметы»
Разделы портфолио (вар.5 продолжение) 3. «Моя учеба» 4. «Моя общественная работа» 5. «Моё творчество» 6. «Мои впечатления» 7. «Мои достижения» 8. «Отзывы и пожелания»
Девиз портфолио: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»
Положительные стороны: Способствует личностному росту Повышает самооценку Максимально раскрывает индивидуальные возможности каждого Развивает мотивацию дальнейшего творческого роста Развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся Придает значение планированию учащимися своих предполагаемых результатов (ставить цели, организовывать свою деятельность)
Отрицательные стороны: «ложные, но ощутимые мотивы» (по словам Толстого Л.Н.) «Ребенок учится для того, 1. чтобы не быть наказанным 2. чтобы быть награжденным 3. чтобы быть лучше других 4. чтобы получить выгодное положение в свете».
Основной смысл - показать все, на что ты способен
Вы – прекрасные учителя! Одним словом – У Вас – прекрасные ученики!