от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать ранее усвоенное; от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать ранее усвоенное; от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;
от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции
Современная наука: Развитие и обучение – взаимосвязанные процессы: результаты зависят от наследственных и средовых факторов.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Система развивающего обучения Л.В.Занкова. Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Системы развивающего обучения с направ-ленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков, Г.С.Альтшуллер, И.П.Иванов). Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская). Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко).
Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. Такое обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума. Педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности.
В деятельности целеполагания воспитываются: свобода, целеустремленность, достоинство, честь, гордость, самостоятельность. При планировании: самостоятельность, воля, творчество, созидание, инициатива, органи-зованность. На этапе реализации целей: трудолюбие, мас-терство, исполнительность, дисциплинирован-ность, активность. На этапе анализа формируются: отношения, чест-ность, критерии оценки, совесть, ответствен-ность, долг.
Мотив: «Для чего я буду это делать…» Цель: «Какой результат могу получить…» Действия: «Действия, необходимые для этого…» Контроль: «Останавливаюсь, проверяю, исправляю ошибки» Результат: «Сравниваю полученный результат с поставленной целью»
Определить внешние границы зоны ближайшего развития. Определить внешние границы зоны ближайшего развития. Отличить ее от актуальной и недоступной зоны. Выявить качество усвоения учебного материала. Изучить целостность учебной деятель ности (мотивационная, операционная, регуляционная).
Ход познания – от учеников. Ход познания – от учеников. Преобразующий характер деятель-ности учащегося: наблюдают, срав-нивают, группируют, классифициру-ют, делают выводы, выясняют зако-номерности.Интенсивная самостоятельная дея-тельность учащихся
Интенсивная самостоятельная дея-тельность учащихся, связанная с эмо-циональным переживанием. Коллективный поиск. Создание пед ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, избиратель-ность; создание обстановки для естес-твенного самовыражения ученика. Гибкая структура.
Фрагмент урока математики в 4 классе. Тема: «Диагональ многоугольника» Какая линия проведена в пятиугольнике? Верно ли, что в нем проведена диагональ? Предложи свое определение диагонали многоугольника. Если у тебя возникли затруднения, подумай, кто из ребят прав: Нина: Это линия, которая соединяет углы многоугольника. Артем: Нет, это прямая, которая проходит через углы мн-ка. Кира: Это не прямая, а отрезок, который соединяет углы мн-ка Вера: Я думаю, что диагональ – это отрезок, который соединяет противоположные углы мн-ка. Сравни свое определение с таким: Диагональ многоугольника – это отрезок, который соединяет вершины двух его углов, не имеющих общей стороны. Какое из них более точное? Объясни свой выбор.
Учебник «Русский язык» А.В.Поляковой, 2 класс, страница115, упражнение 257. Прочитай слова. К.р.ндаш, г.зета, х.дить, ч.тает, дер.во, р.сует, б.реза, л.тит, б.лет, разр.зает. Распредели слова на две группы. Запиши, вставляя пропущенные буквы. По какому признаку можно распределить эти слова в два столбика? По частям речи или по орфограммам: безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударе-нием. Продолжите каждую группу слов своими примерами.
Учебник математики 4 класс И.И.Аргинской стр. 120 №289. Подумай, чем уравнение 5х + 15 = 80 – 8х отличается от тех, которые ты решал раньше. Предложи свой способ его преобразования в такое, которое ты умеешь решать. Если у тебя возникли затруднения, подумай, может ли тебе помочь взаимосвязь между компонентами действий. А свойства равенств? Сравни свой способ с таким: 5х + 15 = 80 – 8х 5х + 15 = 8х = 80 – 8х + 8х (5+8)х + 15 = 80 13х + 15 = 80 Сравни свое выполнение проверки с таким: 5х + 15 = 5 х 5 + 15 = 25 + 15 = 40 80 – 8х = 80 – 8 х 5 = 80 – 40 = 40 40 = 40
Спасибо за внимание.