Лекция 1. Методика обучения иностранным языкам. Введение.
Литература А.Н. Щукин Обучение иностранным языкам. Теория и практика.
Литература Е.Н. Соловова Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций.
Литература Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика.
Литература Е.Н. Соловова Методика обучения иностранным языкам. Продвинутый курс.
План: Методика обучения ИЯ как учебная дисциплина. Методика обучения ИЯ как научная и практическая дисциплина. Базисные категории методики. Связь методики с другими науками.
I. Методика обучения ИЯ как учебная дисциплина. Методика (греч. metodike) – отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения определенному учебному предмету.
Цель курса обеспечить формирование у будущих преподавателей профессиональной компетенции и коммуникативной компетенции у их будущих учеников.
Компетенции Коммуникативная компетенция способность к практическому пользованию изучаемым языком
Разделы курса
ИЯ как учебным предмет цель обучения ИЯ – не столько приобретение знаний о самом предмете, сколько формирование умений и навыков; требует большого количества тренировочных упражнений; предусматривает значительный объем языковых знаний в виде правил и инструкций, которые имеют практический характер;
ИЯ как учебным предмет ИЯ является средством для выражения собственных мыслей и понимания мыслей других людей; беспредельность, т.е. отсутствие границ в овладении языком.
ИЯ как учебный предмет характеризуется (ФГОС 2)
Межпредметность содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.
Многоуровневость с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности
Полифункциональность может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания
Уровни владения ИЯ Уровень владения языком – степень сформированности речевых умений и навыков у пользователя ИЯ.
Уровни владения ИЯ
Элементарное владение ИЯ [А]
Свободное владение ИЯ [Б]
Совершенное владение ИЯ [В]
Международные экзамены и сертификаты
Международные экзамены и сертификаты
2. Методика обучения ИЯ как научная и практическая дисциплина. Методика – практическая дисциплина, дающая представление о совокупности приемов работы учителя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения.
Методика обучения ИЯ как научная дисциплина. Оформляется в самостоятельную науку на рубеже XVIII – XIX веков. До данного периода вопросами преподавания ИЯ занимались представители общей педагогики.
Определение методики
3 точки зрения на самостоятельность методики как науки
Методика – самостоятельная наука (современный подход)
Методы исследования Теоретические абстрагирование анализ и синтез дедукция индукция моделирование и др.
Виды методики
3. Базисные категории методики
Прием элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи обучения на определенном этапе урока.
Г.В. Рогова и И.Н.Верещагина указывают на полисемию употребления слова «метод». Метод есть направление в обучении иностранным языкам, детерминируемое определенными целями, содержанием и принципами. Метод соотносится с системой обучения, отражающей определенную авторскую концепцию организации процесса обучения иностранному языку. Метод - система приемов обучения различным аспектам языка, определяющая деятельность учителя и учащихся.
Метод обобщенная модель реализации основных компонентов учебного процесса по ИЯ, в основе которой лежит доминирующая идея решения главной методической задачи.
Система обучения всеобщая модель учебного процесса, соответствующая определенной методической концепции, которой обусловливаются отбор материала, цель, формы, содержание и средства обучения.
Базисные категории методики
Категории
Билингвизм
Категории
4. Связь методики с другими науками Смежные науки позволяют сделать результаты данной науки более точными и конкретными, а исследования более глубокими.
Смежные науки
Базисные науки
Связь методики с другими науками
Влияние родного языка на изучаемый иностранный Интерференция Отрицательное влияние – ученик переносит привычные нормы родного языка на иностранный
Интерференция
Спасибо за внимание!