ГКООУ Дзержинский санаторный детский дом Использование нетрадиционных техник рисования как средство развития творческих способностей детей с задержкой психического развития выполнила воспитатель первой квалификационной категории Лебедева Людмила Николаевна
Наша группа
Актуальность Основной контингент детей-сирот дошкольного возраста составляют дети с задержкой психического развития. Нарушения в развитии детей с ЗПР негативно сказываются на формировании изобразительной деятельности. Вместе с тем, деятельность ребенка является движущей силой его психического развития. Вызыванию интереса детей к рисованию способствует использование на занятиях нетрадиционных техник изображения, учитывая их высокую коррекционную значимость.
Цель: Создание условий для развития творческого, эмоционального, интеллектуального потенциала ребенка, формирование личностных качеств.
Задачи: Развивать интерес к изобразительной деятельности Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования Создавать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными материалами и инструментами Развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность, память творческое воображение Развивать сенсорное восприятие Совершенствовать технические навыки, развивать мелкую моторику рук Воспитывать эстетический вкус, чувство гармонии Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования
Методическая литература: Программа «Уроки жизни» под ред. Л.С.Сековец Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» части 1 и 2 К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми» Г. Р. Казакова «Рисование с детьми дошкольного возраста
Планирование занятий
Практическая часть 1 этап – репродуктивный 2 этап – конструктивный 3 этап – творческий Средства: -совместная деятельность воспитателя с детьми, -самостоятельная деятельность детей -предметно - развивающая среда Методы: -Словесные (загадки, рассказы, беседы) -Наглядные (образец, рассматривание иллюстраций) -Практические (рисование ) -Игровые («Дорисуй недостающие детали», «Дополни фигуру», « Поможем художнику»)
Техники изображения Рисование ладошками, пальчиками, кулачками
Рисование мыльной пеной и солью
Кляксография, раздувание краски
Рисование свечой
Рисование пластилином
Развитие творческого мышления и воображения
В процессе творчества
1 2 3 4 5 Результаты диагностики. Мониторинг Параметры: 1. уровень эмоциональной отзывчивости и интерес к рисованию 2. способность восприятия 3. уровень технических навыков, мелкая моторика рук 4. наличие творческого воображения Баллы
Наши достижения
Выводы В результате систематических занятий по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник дети научились владеть жесткой кистью, печатать листьями, рисовать ладошками, пальчиками, солью, палочками, поролоном, пеной. В процессе творчества дети научились взаимодействовать друг с другом, проявлять инициативу, трудиться в коллективе. У детей повысился интерес к рисованию, они стали более раскрепощенными, раскованными, самостоятельными, уверенными в себе. Появилось больше положительных эмоций. Рисунки детей стали более насыщенными, интересными, красочными, результат работы радует детей.