Игра как метод обучения младших школьников
А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (игры типа "Зарница", "Орленок" и др.).
Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Виды педагогических игр В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности: на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные, психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр: обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие; познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Три большие группы составляют: игры с готовыми "жесткими" правилами; игры "вольные", правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по ее ходу.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и др.
Функции игры : обучающая функция – развитие общеучебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие различной информации, развитие навыков владения речью; воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях;
развивающая функция – гармоническое развитие личностных качеств с целью активизации резервных возможностей личности; коммуникативная функция – объединение учащихся в коллектив и установление эмоциональных контактов;
релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении; психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации; развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
Организация игр: - выбор игры; - предложение игры детям; - оборудование и оснащение игры; - разбивка на группы, распределение ролей; - развитие игровой ситуации.
Основные принципы организации игры: - отсутствие принуждения; - принцип развития игровой динамики; - принцип взаимосвязи игровой и учебной деятельности; - принцип перехода от простейших игр к сложным.
Результат - формирование у обучающихся опыта ценностных отношений; - расширение и углубление знаний по предмету; - творческое применение результатов предшествующего обучения; - интеграция знаний из разных предметных областей; приобретение умений и навыков межличностных взаимодействий.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!