Формирование коммуникативных УУД младших школьников
Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов, и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование УУД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального характера.
общение со взрослыми и сверстниками; - владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; - приемлемое отношение к процессу сотрудничества; - ориентация на партнера по общению; - умение слушать собеседника; - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Основные источники приобретения коммуникативной компетентности
Коммуникативная компетентность имеет несколько составляющих Коммуникативная способность Коммуникативное знание Коммуникативные умения
Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящие вопросы. Вопросы-подсказки. С их помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
Коммуникативные УД формируются, когда: - ученик учится отвечать на вопросы; - ученик учится задавать вопросы; - ученик учится вести диалог; - ученик учится пересказывать сюжет; - ученики учатся слушать
Речевая компетентность формируется: Через обучение содержанию предмета; Через развитие прикладных исследовательских умений; Через развитие социально-коммуникативных умений; Через личностно-ориентированный аспект учебной коммуникации.
Основные формы учебной коммуникации Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступление с заранее подготовленной речью Учебная беседа учителя и ученика Рассказ о событии Учебная беседа в парах Доказательство и опровержение Учебная беседа в группах Пересказ Дискуссия Сообщение Ответы на вопросы Подготовка вопросов и ответов Ролевая игра Критика Блиц-турнир Исповедь Защита проекта
Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следуя содержанию работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно. Этапы 1 Э Т А П
Развитие школьной коммуникации. - Простота и чёткость речевого высказывания. - Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. - Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. - Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. - Умение использовать риторические вопросы. - Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Этапы 2 Э Т А П - Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.
Развитие школьной коммуникации Умение вести беседу в паре, в группе. Умение поддерживать беседу. Умение вести конструктивный диалог. Умение построить дискуссию. Умение участвовать в праздниках, играх и турнирах. Этапы 3 Э Т А П
Развитию коммуникативных умений способствуют творческие игры. Игры учебного характера Ролевые игры Игры, имитирующие телевизионные
Способ формирования коммуникативных УУД младших школьников. Именно во время групповой работы формируются такие базовые компетентности, как: информационная, коммуникативная, проблемная, рефлексивная. Одной из самых распространенных форм групповой работы, пожалуй, является работа в парах. Её успешно используют учителя уже с первых дней обучения детей в школе, приучая их к сотрудничеству. Групповые формы работы
Формирование коммуникативных УУД младших школьников