Почему радуга разноцветная? Тип урока: «Открытие новых знаний». 1 класс.
Цель урока: дать представление о радуге, как природном явлении, посредством обобщения наблюдений учащихся. Задачи урока через планируемые результатыЛИЧНОСТНЫЕ:создать условия для развития коммуникативных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;работать над развитием эмоционально-чувственной сферы учащихся и освоением начальных форм познавательной и личностной рефлексии;формировать способности учащихся к саморазвитию.ПРЕДМЕТНЫЕ:развивать у учащихся первоначальные представления о радуге, как о явлении природы;создать условия для осознания причин возникновения радуги;расширить знания о цветовом составе радуги;развивать навыки выявления причинно-следственных связей в окружающем мире.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Регулятивные УУДформировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Коммуникативные УУДразвивать умения работать с информацией на уроке, связно излагать мысли;учить высказывать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;учить соблюдению правил работы в группах, в парах, учиться договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ: Познавательные УУДформировать умение работать со знаково-символическими средствами (символами, схемами, рисунками) для создания модели изучаемого явления;создавать условия для овладения начальными сведениями о сущности и особенностях природных явлений;учить использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;развивать логические действия сравнения, анализа, синтеза, классификации, обобщения.
Методы обучениясловесный (беседа, диалог);практический (опыт, моделирование);наглядный (наблюдение, презентация);репродуктивный;исследовательский.
ОБОРУДОВАНИЕ Мультимедийный проектор;Компьютер;Экран;Презентация, выполненная в программе «Power Point».Зеркало(у учителя);Емкость с водой;Карточка с полосками и набор разноцветных бумажных полосок для моделирования радуги;Краски и кисточки;Пластилин;Учебное пособие «Мир вокруг нас»;Печатные дидактические материалы:Опорный конспект по теме урока;тестовые задания.
ФОРМЫ РАБОТЫ
I этап. Самоопределение к деятельности (2 мин)Задача учителя: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу».вызвать положительную эмоциональную направленность;повышать уровень учебной мотивации.Учитель высказывает добрые пожелания детям, настраивает на успешную работу на уроке(самоопределение к деятельности)Предлагает пожелать друг другу удачи. Слушают учителя.Хлопают соседа по ладони для того, чтоб пожелать удачи.
II этап. Актуализация знаний. (3 мин)Задача учителя: актуализировать субъектный опыт детей, необходимый для «открытия нового знания»; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков.Читает стихотворение о дожде и предлагает обучающимся закончить его. Предлагает практически показать (хлопками) каким бывает дождь, вспомнить его название.Вводит героя урока Вопросика-Муравьишку. Рассказывает о том, как он увидел чудо (Презентация, слайд 2)Слушают учителя, договаривают рифму: «дождь идет».Хлопают в ладоши, отвечают.(Актуализация)Разгадывают загадку.
III этап. Постановка учебной задачи. (4 мин)Задача учителя: создать условия для определения детьми цели урока и постановки учебных задач Предлагает детям сформулировать задачи урока. (слайд 3)Обобщает ответы детей (слайд 4)Организует фронтальную беседу о радуге с опорой на знания детей.(слайд 5)Читает стихотворение поэтессы Н. Михайловой (слайд 6)Создает проблемную ситуацию: Почему радуга разноцветная?Предлагают ряд вопросов, на которые хотели бы получить ответы. Читают вопросы, представленные на слайде. (Вопросы)Отвечают.Слушают стихотворение.Высказывают собственные предположения. Рассуждают.
IVэтап. «Открытие нового знания». (6 мин)Задача учителя: раскрыть сущность обсуждаемых явлений, используя эвристические вопросы, выстроить логические умозаключения. Предлагает ответить на вопросы, помогающие выяснить, что происходит с лучами когда они проходят через каплю дождя. Раскрывает «секрет радуги» с использованием презентации (слайд 7)Демонстрирует «эффект радуги в домашних условиях»Организует беседу после практической работы: (Что нам заменяло зеркальце? Что стало с солнечным лучом, когда он прошёл через воду? Кто главный «художник» в природе?)Высказывают свои предположения. Просмотр презентации.Наблюдение за ходом практической работыОтвечают на вопросы.
Vэтап. Физкультминутка (2 мин)Задача учителя: организовать смену вида деятельности с целью предупреждения утомляемости, снятия эмоциональной напряжённости у детейГоворит спокойным мягким голосом под релаксационную музыку. (Релаксация)Опускают голову на сложенные руки, лежащие на партеСлушают музыку и голос учителя, отдыхают.
VIэтап. Постановка проблемного вопроса 2 (5 мин)Задача учителя: создать условия для решения проблемной задачи, используя работу в парах («партнёры»)Организует беседу, создает проблемную ситуацию (слайд 9) Демонстрирует фразу-подсказку (слайд 10)Предлагает дополнительный материал из рубрики «Это интересно»(слайд 11)(слайд 12)Высказывают собственные предположения. Разучивают фразу-подсказку (хором, самостоятельно, в паре)Слушают, делятся жизненным опытом.Слушают, делятся жизненным опытом.
VIIэтап. Первичное закрепление (4 мин)Задача учителя: создать условия для закрепления первичных знаний и умений и применения их на практике; обогатить субъективный опыт детей; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Предлагает вспомнить ситуации из жизни, где можно наблюдать маленькие «радуги» вокруг себя.(слайд 13)Организует практическую работу по моделированию радуги с помощью полосок из семи цветов.(слайд 14+ щелчок для проверки «следующий слайд»)Делятся своими воспоминаниями и представлениями. Выполняют работу в парах – «партнёры». Осуществляют проверку по образцу на слайде.
VIIIэтап. Обратная связь и коррекция после тренировки и применениязнаний (6 мин) Задача учителя: проверить знания, полученные на уроке по теме; формировать умение вносить необходимые коррективы в работу её оценки и учёта характера сделанных ошибок; создать ситуацию на успех каждого ребёнка.Предлагает выполнить проверочную работу в форме теста Организует проверку качества выполнения тестового задания (тест)Предлагает оценить свою работу.Работает каждый индивидуально с тестом. (Работа с тестом) Взаимопроверка с использованием эталона, предложенного учителем.Оценивают свою работу, используя «волшебные линеечки».
IX этап. Домашнее задание по выбору (1 мин)Задача учителя: формировать умение самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения учебного задания. Предлагает домашнее задание трёх уровней (слайд 15) Выбирают задание и записывают в дневник.
X этап. Рефлексия. Итог урока (7 мин)Задача учителя: формировать умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль; учить анализировать и обобщать полученные знания.Организует работу в группах. (Работа в группах)Подводит итог урокаРаботают в группах по интересам:1 группа- Художники-мастера (рисуют радугу);2 группа- Конструкторы-мастера (создают процесс появления радуги в виде модели);3 группа- Скульпторы-мастера (лепят из пластилина радугу).Представляют творческие работы.Отвечают на вопросы, аргументируя свои ответы (слайд 4)