Урок по курсу «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100» 1 класс Учитель: Чистобаева Ирина Вячеславовна МОУ СОШ №4 города Костромы 2010год. 5klass.net
«Наши помощники – органы чувств»
Цели: 1. Сформировать понятие «органы чувств». 2. Показать роль и специфику разных органов чувств. 3. Развивать мышление, речь, познавательные интересы. 4. Прививать эстетический вкус в познании самого себя.
Задачи: 1. Упорядочить опыт учащихся. 2. Положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира. 3. Способствовать развитию интереса в познании самого себя. 4. Научить исследовать (опытное определение) признаки предметов с помощью органов чувств.
Оборудование: 1.Рисунок человека без глаз,рта,ушей,носа. 2.Отдельные рисунки глаз,рта,ушей,носа. 3.Материалы для проведения опытов и наблюдений,для работы в группах: -разрезанные фрукты и овощи; - духи,,кофе,апельсин,огурец,лимон; -краски:жёлтая,красная,синяя; -альбомные листы; -плакат «Наши помощники-органы чувств».
План урока. 1. Организационный момент. 2. Актуализация. 3. Постановка учебной задачи. 4. Постановка проблемы. 5. «Открытие» детьми новых знаний, работа в группах. 6. Физминутка. 7. Первичное закрепление: работа по учебнику. 8. Самостоятельная работа: работа в тетради 9. Итог урока.
1. Организационный момент. Добрый день солнцу и птицам, Добрый день улыбчивым лицам. (Дети садятся по местам) А теперь улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне.
2. Актуализация Наш учебник называется «Я и мир вокруг». -Что даёт нам возможность познавать окружающий мир? -Как вы определяете , где находитесь? -Как вы различаете предметы? -Какие помощники помогают нам узнать признаки предметов?
3. Постановка учебной задачи. Но прежде я хотела бы познакомить вас с одним интересным человечком. (изображение человечка, но без лица) - Очень странный человечек. Что же в нем странного? У этого человечка нет лица. У него нет ушей. Нет глаз, рта.
4. Постановка проблемы А он считает, что они ему и не нужны. Вот еще - умывать их, протирать. Как вы думаете, он прав? Нам надо доказать ему, что без наших помощников мы не сможем полноценно существовать.
5. «Открытие» детьми новых знаний –Чтобы точно и полно ответить на эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Что же будет предметом нашего исследования? Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Работа с учебником. (стр.54) -Расскажите,что видят,слышат и чувствуют Лена и Петя? -Что мы делаем с помощью глаз? -Что мы делаем с помощью ушей? -Какие признаки предметов мы определяем с помощью носа? -Что можно узнать о предметах с помощью рук? -Отгадайте,почему органы чувств названы нашими помощниками?
Работа с плакатом «Наши помощники-органы чувств». -Какие органы чувств позволяют обнаружить эти предметы? -Узнайте,какова «профессия» этих органов чувств?
Работа в группах. 1 группа: С завязанными глазами ,наощупь определить фрукты и овощи. 2 группа: С завязанными глазами узнать по запаху кофе и апельсин. 3 группа:С завязанными глазами отличить сахар от соли. 4 группа:Смешать краски на альбомном листе.Что получится?
Анализ работы в группах. Капитаны каждой группы высказывают предположения их команды о роли органов чувств в жизни человека,прикрепляют картинки с их изображением к рисунку человечка.
6.Физкультминутка.
7.Первичное закрепление:работа по учебнику (стр.55) -Выполните задание:расскажите,что чувствуют Миша и Лена.
8. Самостоятельная работа: работа в тетради. -Выполнение заданий 3,4 в рабочей тетради стр.23.
9.Подведение итогов урока. Дополните предложения: Сегодня я узнал…. Я понял, что…. Было интересно….
Глаза – орган зрения Помогают определить цвет, форму предметов, их движение, читать книги, смотреть телевизор «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Уши – орган слуха.
Нос – орган обоняния Чувствовать запах пищи Чувствовать запах химических веществ Чувствовать ароматы Замечать неприятные запахи
Язык – орган вкуса
Кожа – орган осязания Кожа позволяет нам ОСЯЗАТЬ предметы, то есть чувствовать их свойства: холодный или теплый мягкий или жесткий пушистый или гладкий
осязания обоняния вкуса слуха зрения