ОС «Школа 2100» Цель – развитие ФГЛ Содержание – линии развития (компетенции) Технологии – построение урока Средства - УМК
Предметные знания Умение учиться Развитие Обучение Воздействие Средство Цель «Школа 2100» - развивающая система
Личностные качества Общеучебные умения Л – любознательность И - интерес Ч - человечность Н - нестандартность О - ответственность С - самостоятельность Т - творчество Ь - ? 1) Организационные 2) Интеллектуальные 3) Оценочные 4) Коммуникативные ФГЛ
Интеллектуальные умения Ориентироваться в системе знаний Уметь делать предварительный отбор информации Добывать новые знания Уметь перерабатывать информацию Уметь преобразовывать информацию Оценочные умения Оценивать жизненные ситуации с точки зрения норм и ценностей Объяснять свои оценки Самоопределиться в системе ценностей Действовать и поступать в соответствии с этой системой ценностей и отвечать за свои поступки Коммуникативные умения Донести свою позицию до других Понять другие позиции Договариваться с людьми для того чтобы сделать что-то сообща РАЗВИТИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ – ПУТЬ К ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГРАМОТНОЙ ЛИЧНОСТИ Организационные умения Определять цель Составить план действий Реализовать план Соотнести результат с целью и оценить его
Риторика Чтение / литература Русский язык Непосред ственное общение Общение с автором через текст Язык – средство общения Общение с другими народами Иностранный язык Гуманитарный цикл ОС «Школа 2100» Ключевое слово - общение
Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Впервые одним авторским коллективом создан непрерывный курс русского языка на основе единых линий развития Основная цель – обучение правильному использованию родного языка для продуктивного общения, развитие функциональной грамотности средствами предмета Классы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
Новые цели – через чтение научить общению, развить эмоции, приобщить к отечественному и мировому культурному наследию, сформировать интерес к чтению. Первыми осуществили обновление содержание литературного образования, которое теперь отражено в государственных стандартах (читать то, что интересно в данном возрасте!) Технология формирования типа правильной читательской деятельности учит общаться с автором через текст, вычитывать смыслы и определять свое отношение к прочитанному. Руководители авторского коллектива: член-корреспондент АПСН БУНЕЕВ Рустэм Николаевич, доцент БУНЕЕВА Екатерина Валерьевна. Классы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9.
Руководитель авторского коллектива: Доктор пед. наук, проф., ЛАДЫЖЕНСКАЯ Таиса Алексеевна. Впервые создан непрерывный курс риторики: специальная система обучения эффективному и результативному общению. Программа школьной риторики включает: речеведческие понятия (виды общения, качества речи, речевые жанры и т.д.); инструментальные знания о способах коммуникативной деятельности; нравственно-риторические идеи. Классы: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11.
Особенности предметной линии «Русский язык» Непрерывность и преемственность (начальная – средняя - старшая школа) Единый авторский коллектив (концептуальная основа – научный руководитель А.А.Леонтьев) Руководитель авт. кол.– Е.В.Бунеева Интеграция с предметными циклами: «Литература» «Риторика» «Иностранный язык»
Свободное владение всеми видами речевой деятельности (чтения, письма, говорения, слушания). Бессознательное владение родным языком Осознанное использование языковых и речевых умений и навыков Русский язык: Функциональная грамотность
Общий подход к изучению русского языка Развитие интереса к изучению языка средствами самого языка: - богатство и системность языка - состав и задания учебника - отбор материла для занятий - построение урока
компетенции Коммуникативная (функционирование языка) -умелое и правильное пользование речью (слов. запас, грам. строй, стили, нормы) -различные виды устной и письменной речи -ориентировка в тексте Языковая (знание системы языка) -систематизация языковых знаний (по разделам и между ними) -развитие чувства языка -формирование орфографической и пунктуационной грамотности Лингвистическая (формирование мировоззрения) -история РЯ -выдающиеся ученые-лингвисты -культурологический потенциал Предметные линии развития по русскому языку
Коммуникативная компетенция Языковая компетенция Лингвистическая компетенция - построение устного высказывания - обучение слушанию, конспектированию - виды и приемы чтения - построение письменных высказываний - анализ слов и форм - сопоставление 1-ого явления языка с другим - составление схем, таблиц - чтение схем, таблиц - создание текста на основе таблиц - работа со словарем - обращение к памятникам культуры - высказывания о языке - сравнение явлений в разных языках Продуктивные задания
Традиционные задания Задания в учебниках «Школы 2100» Докажите, что числительное относится к классу имен. На основании названия темы и ключевых слов предположите, какие вопросы будут рассмот- рены на уроке. Сегодня на уроке мы рассмотрим следующие вопросы… Назовите признаки имени числительного. Назовите имена существительные, которые относятся к 1-му, 2-му и 3-му склонению. Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное? Примеры заданий на уроках русского языка
Курс русского языка в 1 – 4 классе Курс обучения грамоте в 1 классе Подготовка к обучению грамоте (3-6 л) «Русский язык – первые уроки» Учебные комплекты 2, 3, 4 классов «Моя любимая азбука» «Мои любимые пальчики» «По дороге к азбуке» «Наши прописи» Начало непрерывного курса русского языка (1-4 класс)
5-7 класс «Слово в языке и речи»: основа - обобщенное понятие языковой единицы 8-9 класс «Предложение в языке и речи»: основа – языковая система 10-11 класс «Текст»: текстоцентрический подход, уровневая дифференциация Структура курса русского языка 5-11 кл.
1 класс (35ч)* Повторение пропедевти- ческого курса: «Слово» «Предложение» «Текст» 3 класс (136ч)* «Слово»: - звуко-букв. анализ - состав слова - лексика - понятие о сущ., мест., прил., глаг. «Предложение и текст»: - прост. и слож. предл. (без союзов) 2 класс (136ч)* «Слово»: - звуки - части слова - лексическое значение - слова, отвечающие на вопросы «Предложение» «Текст» 4 класс (136ч)* «Предложение. Текст» - прост. и слож. предл.с союзами «Слово» - Части речи и чл. предложения: - имя сущ. - имя прил. - глагол - разбор по составу - звуко-букв. анализ - группы лексики (многозн., синон., антон.) *Развитие речи и каллиграфия распределены по разделам 1-4 класс
5 класс (204ч.) * 1 блок: повторительный (слово в языке и речи) 2 блок: знаменательные слова Слова со значением «предмет»: - существительное - местоимение-существительное Слова со значением «действие»: - глагол 6 класс (170ч.) * 1 блок: повторительный (слово в языке и речи) 2 блок: знаменательные слова Слова со значением «кол-во предметов»: - кол. числительное Слова со значением «признак предмета»: - прилагательное - пор. числительное - местоимение- прилагательное - причастие 7 класс (136ч.) * 1 блок: повторительный (слово в языке и речи) 2 блок: знаменательные слова Слова со значением «признак признака» и «признак действия»: - наречие - слова состояния - деепричастие Служебные слова: - предлог - союз - частица - междометие *Развитие речи распределено по разделам 5-7 классы
8 класс (102ч.)* 1 блок: систематизация изученного в 5-7 классах - фонетика, орфоэпия, графика, орфография - лексика, фразеология, этимология - морфемика, словообразование - морфология 2 блок: синтаксис, пунктуация, речь - словосочетание - простое предложение 9 класс (68ч.)* 1 блок: простое предложение 2 блок: синтаксис - способы передачи чужой речи - сложное предложение *Развитие речи распределено по разделам 8-9 классы
10 класс (34/102ч.) 1 блок: введение в науку о языке 2 блок: текст как высший уровень языковой системы 3 блок: стилистические возможности слов разных частей речи Практикумы: - речевой (коммуникативные умения) - орфографический (правописные умения) - решение компетентностных задач 11 класс (34/102ч.) 1 блок: стилистическое редактирование 2 блок: Практикумы: - речевой (коммуникативные умения) - пунктуационный (правописные умения) - решение компетентностных задач 10-11 класс общеобразовательный/профильный уровень
Направления работы по русскому языку Раздел Фонетика и графика Лексика и фразеология Морфемика и словообразование Морфология Синтаксис Орфография Пунктуация Развитие речи Обобщенное понятие Звук, буква Лексическое значение, фразеологизм Морфема Основа слова, способ словообразования Часть речи Предложение Орфограмма (опознавательный признак, условия выбора, тип орфограммы) Смысловой отрезок (знак препинания) Текст
Ведущие технологии образовательной системы 1. Проблемно-диалогическая технология открытия новых знаний. 2. Проектная технология (технология решения компетентностых задач) 3. Технология формирования типа правильной читательской деятельности 4. Технология оценивания учебных достижений.
Этап постановки проблемы и актуализации знаний Этап совместного открытия знаний Этап самостоятельного применения знаний Итог урока Учитель – «ПОМОЩНИК» Чтобы научиться самим решать проблемы их надо решать постоянно. Ученики сами открывают знания – проблемно-диалогическая технология Создание проблемной ситуации Формулировка проблемы (цели) урока и составление плана Высказывание версий ответа Актуализация знаний, необходимых для изучения новой темы Решение проблемы Поиск решения и его формулировка Проверка решения с помощью учебника Первичное закрепление Самостоятельное применение знаний Итог урока
Языковой материал Учебник, метод. рекомендации, свои примеры - побуждающий диалог - подводящий диалог Формулирование правила/определения - побуждающий диалог - подводящий диалог - мотивирующий приём Формулирование темы/вопрос Введение/открытие новых знаний Постановка проблемы Поиск решения
Выражение решения Чтение формулировки правила/определения в учебнике - разные приемы и механизмы чтения: антиципации компрессии эквивалентных замен Углубление открытого знания - вопросы - план (тезисы, конспект) - перевод в другие формы (таблица, схема, алгоритм) - художественный образ
Виды задач: - создание текста в жанре эссе - выступление в качестве эксперта-лингвиста - составление программы-поиска информации в Интернете - участие в предвыборной кампании в качестве имиджмейкера - подготовка к экзамену, зачёту - разрешение конфликта Компетентностная задача (модель реальной жизненной ситуации) Компоненты: - ситуация - роль -описание ситуации - результат - приложение Проектная технология
1. Спрогнозировать цель 2. Определить план 3. Сформулировать затруднения 4. Наметить пути решения 5. Выполнить задание Доносить свою позицию в корректной форме Делать свой выбор, аргументировать его Ориентироваться в системе понятий, добывать и перерабатывать информацию Решение компетентностных задач Общеучебные умения
Технология формирование типа правильной читательской деятельности процесс обучения чтению реально приближен к естественному процессу чтения Обучение чтению не только вслух, но и про себя Присвоение системы приемов самостоятельного освоения текста (дома читаешь так же, как в классе) Проверка умений и навыков чтения в той же системе, в которой учим Перенос умений (работа с учебно-научными текстами на уроках по разным предметам)
3) После чтения текста – рефлексивное чтение. Результат: понимание объективного (авторского) смысла, корректировка своей интерпретации 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение. Результат: интерпретация текста до чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации
- возврат к заглавию, иллюстрациям - обобщающая беседа - сведения об авторе - творческие задания - выделение смысловых частей - поиск ключевых слов - выявление деталей, подтекстовой информации - составление вопросов - составление плана, графической схемы - чтение по абзацам - выделение значимой информации - расстановка условных графических знаков - анализ заголовка - просмотр рисунков, схем - знакомство со структурой - знакомство с оглавлением/аннотацией Рефлексивное Изучающее Ознакомитель-ное Просмотровое Виды и приемы чтения
ПДУ русского языка I. Орг. момент. II. Языковая разминка/актуализация знаний. III. Введение в тему/постановка учебной проблемы. - формулировка темы урока или вопроса IV. Открытие нового знания/поиск решения. - актуализация знаний - формулировка правила или определения V. Чтение правила, определения по учебнику/выражение решения. - углубление открытого знания (план, вопросы, примеры, ключевые слова) VI. Развитие учебно-языковых и речевых умений/применение знаний. - составление алгоритма - выполнение упражнений VII. Подведение итогов. VIII. Домашнее задание.
Языковая разминка Цели: 1. Отработка учебно-языковых и правописных умений 2. Развитие чувства языка 3. Развитие познавательного интереса к русскому языку 4. Систематизация и углубление знаний Виды заданий: - орфографический и пунктуационный анализ (и другие виды разборов) - стихотворения (с лингвистическим анализом) - скороговорки, загадки, фразеологизмы - лингвистические задачи (найди лишнее, выполни ряд действий и др.) - лингвистическая викторина - языковой блиц-турнир - лингвистический эксперимент
(сказать) (на –ать I) Ах, за_ мной и за_ тобоґй скаґзки беґгают гурьбоґй! (Ю.М. «Песенка про сказку») (пов., воскл., прос., распр., с одн.чл.) [ O и O ─ ═ ]! 1. знаки → алгоритм ( 1) найти и подчеркнуть…2) посчитать… 3) если… 4) найти границы… 5) поставить… 2. характеристика + сл/соч. (бегают за мной) 3. схема 4. обозначить известные орфограммы, сгруппировать их (орф.-буквы/ орф.-пробел; орф.: гласн., согл., ъ и ь; орф. в корне, прист., оконч.) 5. бегают2 6. гурьбой1[гур’/бой]: 6 звуков, 7 букв, 2 слога. 7. гурьбой* - толпой, ватагой (разг.) 8. за мной3 – за кем? Н.ф. – я, мест., лич., 1л., ед.ч., в Тв. п., вт. член. Вариант языковой разминки Анализ предложения (и разные виды разборов)
? Учитель на доске разместил в открытом виде весь материал, включая название темы и проблемный вопрос. Репродуктивные вопросы по пройденному материалу. Учитель читает стихотворение, формулирует тему урока и проблему. Эмоциональный рассказ учителя по теме урока. Продуктивное задание на выделение главного и аргументацию своего мнения. Это понадобится для ответа на главный вопрос урока. Дети сами делают вывод по проблеме. В совместном диалоге учитель с учениками повторяет всё то, о чём говорили на уроке. Комментарий к домашнему заданию: прочитать параграф и ответить всем на вопросы, в том числе и повышенного уровня сложности.