Интеграция курсов математики и окружающего мира Образовательная система «Школа 2100»
Интеграция курсов математикии окружающего мира для детей 3–7 летв Образовательной системе«Школа 2100» Общие объекты изучения: окружающий мирОбщие цели: развитие мышления, ОУУ, школьные уменияЕсть общие темы изучения – пространственно-временные отношения (времена года, времена суток, дни недели, развитие пространственного мышления)НО предметные цели разные
Развитие мышления путем выращивания в сознании ребенка первичных абстрактных моделей мира От яблока – к его модели (схематическому изображению)Надо, чтобы ребенок видел за точками реальные объекты окружающего мира
Развитие мышления путем выращивания в сознании ребенка первичных абстрактных моделей мира От конкретных объектов – к абстрактному понятию (животные)Надо, чтобы ребенок видел за понятием реальные объекты окружающего мира
Тип мышления ребенкас возрастом меняется Развивающее образование опирается на свойственный ребенку данного возраста тип мышления и формирует зону ближайшего развития для становления следующего типа мышления
Особенности работыдетей 3 – 4 лет с моделямиПощупал, попробовал, полизал – узнал на рисунке, выделяя существенные признаки,и ответил на вопрос «сколько?» (один или много)Пощупал, попробовал, полизал – узнал на рисунке, выделяя существенные качественные признаки
Особенности работы детей 4 – 5 летс моделями на занятиях по математике«Читаем» книгу – составляем рассказ о предметах, выделяя качественные и количественные признаки предметных множеств. Переходим от конкретного рисунка к схематическому.Формируем первичное представление о натуральном числе.Операции классификации, анализа, синтеза. Развитие умения проводить аналогии и работать по образцу.
Особенности работы детей 4 – 5 лет с моделямина занятиях по окружающему мируРассматриваем реальные предметы и их изображения. Выделяем существенные признаки. Каждый признак фиксируем в виде схематического рисунка, который придумываем сами (собственный образ – мнемонический прием). Снова объединяем признаки. Дети под руководством педагога создают целостный схематический рисунок-опору для формулирования простейшего понятия. Получаем его простейшее определение в виде перечня признаков. Операции классификации, анализа, синтеза. Развитие умения проводить аналогии и работать по образцу.
Особенности работы детей 5 – 6 лет с моделямина занятиях по окружающему мируРассматриваем включенность более простого понятия в более сложное. Вводится в неявном виде диаграмма Эйлера – Венна. Все представления об окружающем мире раскладываются «по полочкам».Знакомство с языком на уровне толкового словаря.Операции классификации, анализа, синтеза. Развитие умения проводить аналогии и работать по образцу.
Особенности работы детей 5 – 6 лет с моделямина занятиях по математикеФормируем представление о понятиях «целое», «часть». Вводится в неявном виде диаграмма Эйлера–Венна.Основой для формирования первичного понятийного аппарата является схематический рисунок в виде диаграмм Эйлера–Венна (расширение представлений о натуральном числе).Рассматривается родо-видовое соподчинение (включенность одного понятия в другое).
Общие темы в математике и окружающем мире – основа подготовки к школеНапример, формируются представления о понятиях «право», «лево», «спереди» и «сзади» как основа ориентировочных действий в школе.
Три группы умений: общеучебные, предметные и школьные Учим говорить, слушать, «читать» информацию, называть тему занятия и определять, получилось или не получилось выполнить задание; учим оценивать свои поступки. Учим работать с книгой, тетрадью, карандашом, линейкой, клеящим карандашом, ножницами.