Использование мнемотехники, в непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей детей, как технологии развития внимания, воображения, памяти, речи Презентация.Обоснование: При обучении связной речи детей, вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её. Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывании загадок, заучивании стихов.
ГБДОУ №93 компенсирующего вида Фрунзенского района, г.Санкт-ПетербургаИспользование мнемотехники в непосредственной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей и речи детейЛексическая тема: «Деревья осенью». Подготовительная группа. Выполнила: Коржавина Марина Игоревна, воспитатель ГБДОУ №93
Мнемотехника помогает решить следующие задачи:Развитие связной речи, составление рассказов описательного характера;Развитие основных психических процессов: памяти, внимания, воображения, восприятия, образного мышления;3. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);4. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации;5. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращение времени обучения. Данные схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: строение рассказа,последовательность рассказа, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.Мнемотехника-это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Целесообразность использование Мнемотаблиц Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий. Главный принцип при составлении мнемотаблицы – передача условно-наглядной схемы таким образом, чтобы детям было все понятно и доступно. Мнемотаблицы- схемы служат дидактический материал работе по развитию связной речи детей. Мнемотаблицы по развитию речи используются для: обогащения словарного запаса; при обучении составлению рассказов; при пересказах художественной литературы; при отгадывании и загадывании загадок; при заучивании стихов.Схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде
Цель: Формировать представления об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Задачи:Образовательные:Уточнить и закрепить знания детей об осенних признаках;Расширять и уточнять словарь по теме «Деревья осенью»;Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные;Развивать длительный плавный выдох; Тренировать в составлении описательного рассказа с использованием мнемотаблицы.Развивающие:Развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие внимание, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением;Развивать наблюдательность и наглядно-образное мышление, ассоциативное мышление.Воспитательные:Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру;Воспитывать доброжелательность, самостоятельность, инициативность.Оборудование: Компьютер, ТСО: слайд-проектор, мнемотаблицы: «Деревья осенью», «Признаки осени».
Отгадайте загадкуОтгадайте загадку.Утром мы во двор идём -Листья сыплются дождём,Под ногами шелестят И летят, летят, летят...(Осень)Про какое время года, загадка? Почему вы так решили?
Анимационный слайд. Какая погода Осенью? В чем одеты дети?
Осенью опадают листья. Какого цвета листья осенью?
Явление, когда опадают листья называется – листопад.
Анимированный слайд «Листопад». Дыхательная гимнастика «Листья кружатся». Давайте сделаем все вместе «вдох» носом, и не поднимая плеч, «выдох» ртом. Представим, что мы подули на листочки, и они красиво закружились и полетели в воздухе. И еще раз. Молодцы!
Совместная работа родителей и детей. Рассказ, составленный совместно с ребенком об осенних деревьях. С использованием мультимедийных средств – презентация.
Составьте рассказ, опираясь на мнемотаблицу
Дуб
Клен
Береза
Осина
Пальчиковая гимнастикаВетер по лесу летал, Плавные волнообразные движения Ветер листики считал: Загибают по одному пальчикуВот дубовый, вот кленовый, на обеих руках Вот рябиновый резной, Вот с березки – золотой,Вот последний лист с осинки Спокойно укладывают ладониВетер бросил на тропинку. на стол
Поиграем. Назови листок.Игровые технологии. В игровой деятельности участвуют как родители, так и дети.
Поиграем. Назови ласково.
Поиграем. Ассоциации.На какие предметы похожи лист дуба и лист клена?
Работа с мнемотаблицей «Признаки Осени»Что происходит осенью? Составьте, опираясь на таблицу, свой небольшой рассказ. Подберите «словечко» на знак вопроса – Осень (какая?); Работа по расширению словаря детей. Дети самостоятельно и с помощью родителей составляют и рассказывают описательные рассказы по мнемотаблицы. По аналогичной мнемотаблице, дети, совместно с родителями могут составлять описательные рассказы на разные лексические темы.
Работа с мнемотаблицей «Признаки Осени»
ГалереяВ галерее представлены работы воспитанников ГДОУ №93, Фрунзенского района, г.Санкт-Петербурга:Плескачева Егора, Шлопак Софьи, Страховой Лизы, Фокина Даниила, Колединцева Максима, Яковлева Игоря.
При создании данной презентации, использовались следующие материалы:Картинки, анимация, раскраски – image.yandex.ru;Козаренко В.А. «Мнемотехника - развитие памяти», М., 2003;Авшарян Г. Суперпамять. Проверенный тренинг для школьника. — Изд-во АСТ прайм-Еврознак АСТ Москва ВКТ, 2008. — Раздел: Мнемотехника 1. Запоминаем не связанные друг с другом слова.