Цветоведение Серия уроков изобразительного искусства для 3 класса Составила учитель ИЗО Смирнова Татьяна Евгеньевна Шолоховская средняя школа Красносельский район, Костромская область.
Содержание презентации. I. Цели блока уроков. II. Теплые цвета. III. Холодные цвета. IV. Контраст теплых холодных цветов. V. Цвет в маринистическом пейзаже. VI. Контрастные цвета. VII. Контрольная работа. VIII. Наш вернисаж.
I. Цели блока уроков. - Дать понятие о теплых цветах и холодных, о контрасте теплых и холодных цветов, об эмоциональном воздействии цвета; - учить пользоваться знаниями по цветоведению в практической деятельности,учить пользоваться художественными материалами; -содействовать формированию творческой личности, дать учащимся возможность самореализоваться в творческой деятельности; - содействовать воспитанию эстетического вкуса, привитию культуры грамотно вести творческую деятельность.
II. Теплые цвета. Ход урока: 1. Объяснение нового материала (15 минут). 2. Работа учащихся над заданием (25 минут). 3. Итоговая часть урока. (5 минут).
1. Объяснение нового материала. - Проговариваем вслух названия теплых цветов. -Выясняем, почему их так называют. -Формулируем понятие ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА. -Рассуждаем, для чего художнику в работе теплые цвета. -Выполняем упражнение по составлению теплых цветов. -Знакомимся с понятием МОНОТИПИЯ и ходом работы над рисунком. - Просматриваем ученические работы прежних лет.
2. Работа учащихся над заданием: «Композиция Бабочка» Этапы работы над композицией: 1.Сгибаем лист пополам. 2. Кистью набираем цвет и прорисовываем крылья бабочки. РАБОТАЕМ ТОЛЬКО ТЕПЛЫМИ ЦВЕТАМИ. 3. Сгибаем лист, прикладывая к уже нарисованному чистую половину листа, получаем отпечаток. 4. Добавляем в композицию мелкие детали.
3. Итоговая часть урока. - Рассматриваем импровизирован-ную выставку, обсуждаем работы. -Выясняем, какие цвета помогли нам в работе. -Что нового мы узнали на уроке, чему научились? -Понравилось ли вам работать в технике монотипии?
III. Холодные цвета. Ход урока: 1. Повторение изученного материала (5 минут). 2. Изучение нового материала (10 минут). 3. Самостоятельная работа учащихся (25 минут). 4. Итоговая часть урока ( 5 минут ). Т. Маврина «Васильки на окне»
1. Повторение изученного материала: - С какими цветами мы познакомились на прошлом уроке? - Назовите теплые цвета. - Почему их так называют? - Что может изобразить художник с помощью теплых цветов, какое настроение можно создать? - В какой технике вы работали на прошлом уроке?
2. Изучение нового материала: - Перечисляем вслух названия холодных цветов. - Выясняем, почему их так называют. - Что можно изобразить с помощью холодных цветов? - Как можно получить составные холодные цвета? ( Выполняем упражнения ). - Знакомимся с понятием КОЛОРИТ.
3. Самостоятельная работа учащихся над композицией «Зонтик». Ход работы: - Обвести контур трафарета зонтика. - Карандашом добавляем мелкие детали. - Кистью холодными цветами выполняем узор на зонтике. - Холодными цветами кистью добавляем мелкие детали в композиции.
4. Итоговая часть урока. - Рассматриваем импровизированную выставку рисунков. - Выясняем, какое настроение удалось создать в композиции, какой КОЛОРИТ? - Какие художественные средства нам помогли в работе?
IV. Контраст теплых и холодных цветов. 1. Повторение изученного материала (5 минут). 2. Изучение нового материала (10 минут). 3. Работа учащихся над композицией (25 минут). 4. Итоговая часть урока (5 минут). И. Левитан «Золотая осень» (фрагмент)
1. Повторение изученного материала. - На какие две большие группы художники делят цвета? - Перечислите теплые цвета, почему они так называются? - Перечислите холодные цвета, почему они так называются? - Как художник в творчестве использует знания о теплых и холодных цветах?
2. Изучение нового материала. - Выясняем, когда в окружающей нас действительности встречаются рядом теплые и холодные цвета? - Как человек воспринимает их соседство? - Формулируем понятие КОНТРАСТ в цветоведении. - Выполняем серию упражнений. И. Левитан «Золотая осень» (фрагмент)
3. Самостоятельная работа учащихся над композицией «Контраст теплых и холодных цветов» - Выбрать тему для композиции: Радуга после дождя. Костер в ночи. Золотая рыбка в синем море. Северное сияние. Салют в ночном небе. Жар-птица в синем небе.
4. Итоговая часть урока. - Рассматриваем импровизированную выставку. - Отмечаем, что удалось. - С каким изобразительным средством мы сегодня познакомились, как нам удалось его использовать в практической работе?
V. Цвет в маринистическом пейзаже. 1. Изучение нового материала (10 минут). 2. Самостоятельная работа учащихся (30 минут). 3. Итоговая часть урока (5 минут). И. Айвазовский «Девятый вал»
1. Изучение нового материала. -Знакомимся с творчеством художника XIX века И.К.Айвазовского. - Выясняем, почему пейзаж называется МАРИНИСТИЧЕСКИМ, а художники МАРИНИСТАМИ? - Рассказ учителя про обитателей моря.
2. Самостоятельная работа учащихся над рисунком. - Выполнение коротких упражнений. - Тема рисунка «Маринистический пейзаж». - Цель работы: создать особый колорит в пейзаже. - Ход работы на выбор: -монотипия; -кистью по сырому .
3. Итоговая часть урока. - Рассматриваем импровизированную выставку, обсуждаем работы. - Какой колорит вам удалось создать? - Что нового вы узнали на уроке? - Понравилось ли вам изображать море?
VI. Контрастные цвета. 1. Объяснение нового материала (10 минут). 2. Самостоятельная работа учащихся (30 минут). 3. Итоговая часть урока (5 минут). «Прощай, Масленица» учащиеся Суксонской ДХШ
1. Объяснение нового материала. - Рассматриваем репродукцию картины И.Э.Грабаря «Рябинка». - Знакомимся с различными КОНТРАСТНЫМИ ЦВЕТАМИ. - Выполняем упражнения: кладем мазки кистью разного цвета один возле другого, подбираем контрастные цвета. - Выясняем, как художник использует контрастные цвета. И.Грабарь «Рябинка»
2. Самостоятельная работа учащихся. - Выполнить композицию, используя контрастные цвета (тема на выбор).
3. Итоговая часть урока. - Рассматриваем импровизированную выставку, обсуждаем работы. - Какое средство художественной выразительности мы использовали в работе?
VII. Контрольная работа по теме «ЦВЕТОВЕДЕНИЕ». 1.Определи ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА. 2.Что такое МОНОТИПИЯ ? 3.Найди ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА. 4.Что такое КОНТРАСТ? 5.Найди МАРИНИСТИЧЕСКИЙ пейзаж. 6.Определи МАСТЕРА. 7.Что такое КОЛОРИТ? 8.Практическое задание. 9.Ответы к контрольной работе.
1.Определи ТЕПЛЫЕ ЦВЕТА. 1) красный, синий, оранжевый; 2) лимонный, зелено-голубой, малиновый; 3) умбра, охра, коричневый; 4) желтый, охра, фиолетовый.
2. Что такое МОНОТИПИЯ? 1)расплывчатый рисунок; 2)четкий рисунок; 3)отпечаток от красок; 4)один отпечаток.
3. Найди ХОЛОДНЫЕ ЦВЕТА. 1)фиолетовый, зелено-голубой, умбра; 2)ультрамарин, фиолетовый, сине-зеленый; 3)темно-зеленый, лимонный, малиновый; 4)ультрамарин, охра, бордовый.
4. Что такое КОНТРАСТ? 1)уникальный отпечаток; 2)сочетание цветов; 3)расплывчатый рисунок; 4)резкая разница.
5. Найди МАРИНИСТИЧЕСКИЙ пейзаж. 1)изображение моря; 2)изображение лугов и полей; 3)изображение лесной поляны; 4)изображение морских животных.
6.Определи МАСТЕРА. 1)И.Айвазовский; 2)Т.Маврина; 3)И.Левитан; 4)И.Грабарь. 1) «Васильки на окне»; 2) «Золотая осень»; 3) «Рябинка»; 4) «Девятый вал».
7. Что такое КОЛОРИТ? 1)уникальный отпечаток; 2)расплывчатый рисунок; 3)резкая разница; 4)особое сочетание красок.
8. Практическое задание. - Обведи карандашом по трафарету контур ЗАМКА, -Выполни композицию в цвете, создавая особый КОЛОРИТ.
9. Ответы на задания контрольной работы. 1.ТЕПЛЫЕ цвета – 3)умбра, охра, коричневый. 2. МОНОТИПИЯ – 4)один отпечаток 3.ХОЛОДНЫЕ цвета – 2)ультрамарин, фиолетовый, сине-зеленый. 4. КОНТРАСТ – резкая разница. 5. МАРИНИСТИЧЕСКИЙ пейзаж – изображение моря. 6.МАСТЕРА и шедевр»: Айвазовский «Девятый вал», Маврина «Васильки на окне», Левитан «Золотая осень», Грабарь «Рябинка». 7.КОЛОРИТ – особое сочетание цветов. 8.Композиция «ЗАМОК» с особым колоритом.
8. Композиция «ЗАМОК».
VIII.Наш вернисаж.
Презентация иллюстрирована работами учащихся Шолоховской средней школы