Научно-исследовательский проект по психологии «Магия цвета» Выполнил: Ученик 3 «Б» класса Ситков Роман МОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» Руководитель: Кулигина Елена Анатольевна, учитель начальных классов. г. Рубцовска 2010 год 5klass.net
Изучение особенности воздействия цвета на работоспособность и поведение учащихся.
Изучить теоретическую основу вопроса. Изучить приоритетный цвет у учащихся разного возраста (2-х, 9-х классов и учителей начальных классов). Изучить влияние красного цвета на психику человека. Разработать рекомендации по использованию цветовой гаммы в ученических кабинетах.
Поскольку цвет влияет на поведение людей, есть смысл разобраться, как и почему возникают те или иные реакции на цвет? В проекте я постарался объяснить наши реакции на цвет с точки зрения психологических и возрастных особенностей. Также в проекте есть советы, как наилучшим образом использовать эту информацию в деловых и бытовых ситуациях. Выбор и актуальность проекта.
Подумай: Что такое цвет? Один из видов красочного радужного свечения — от красного до фиолетового, а также их сочетаний или оттенков. С.И.Ожигов
Зеленый Зелёный - цвет надежды, естественности и свежести. Зелёный цвет успокаивает, а его обилие может вызывать депрессию, "тоску зелёную". Любители зелёного цвета скромны, сдержанны, терпеливы и не склонны к бурному проявлению своих чувств.
Белый Белый - цвет невинности и чистоты. У славянских народов белый цвет символизирует искренность, чистоту души и помыслов. Белоснежное свадебное платье означает невинность. Люди, которых притягивает белый цвет, постоянно находятся в поисках самих себя и стремятся к совершенству.
Черный Чёрный - цвет тайны, печали, зла и смерти. Чёрный цвет почти всегда символизирует что-то негативное, опасное или запретное - чёрная душа, чёрная магия, чёрная зависть. Одеваться в чёрное предпочитают творческие личности, философы жизни.
Желтый Он привлекает внимание своей яркостью, но в то же время может вызывать и противоречивые чувства. Жёлтый цвет возбуждает и создаёт хорошее настроение. Жёлтый - цвет счастья, мудрости и фантазии. Люди, которых привлекает жёлтый цвет, открыты для всего нового. Они обладают хорошими аналитическими способностями и острым умом.
Красный Красный - цвет жизни, радости, силы и здоровья. Красный цвет символизирует опасность. Это цвет агрессивности и страсти. Люди, предпочитающие красный - импульсивны, энергичны - это истинные любители дискуссий и споров.
Синий Синий цвет означает интуицию, идеализм, стабильность. Синий успокаивает, охлаждает, расслабляет и умиротворяет. Люди, отдающие предпочтение синим тонам - обязательны и стремятся к гармонии во всём. Любовь к синему цвету говорит о совестливости и честности.
Коричневый Коричневый - цвет солидности. Люди, предпочитающие коричневый цвет, зачастую, чересчур осторожны, но всегда верны своим принципам и отвечают за свои поступки. Им присущи характерные черты - основательность и ответственность. На таких людей всегда можно положиться - они не подведут.
1 гипотеза: каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета. Чтобы доказать это было проведено анкетирование среди вторых, девятых классов и учителей начальной школы. Вопрос: какой цвет вам нравится?
Учащиеся вторых классов предпочитают красные и сине- голубые цвета. Красный-синий, что говорит об активности этого возраста и желании добиться успеха в чем-либо.
Учащиеся девятых классов предпочитают красные и чёрные цвета. Красный - чёрный, что говорит о драматичности и импульсивности этого возраста.
Педагоги начальной школы предпочитают сине- голубые цвета. Люди, предпочитающие синий цвет и голубой, стараются все привести в порядок, систематизировать. Они всегда имеют собственную точку зрения; преданы тому, что делают. Синий цвет – это постоянство, упорство, настойчивость, преданность, самоотверженность, серьезность, строгость.
моя первая гипотеза, что каждый возрастной уровень имеет предпочтение определённого цвета, оказалась верна и характеристика цвета это подтверждает.
2 гипотеза: цвет оказывает влияние на поведении детей? Для этого мы, 16 января, устроили «красный день», т.е. дети надели красную одежду, весь класс завешали красной тканью и бумагой. Весь учебный день провели в этом кабинете. С одной стороны красный цвет повысил общую работоспособность и активность на уроках, он целиком захватил внимание детей. Детям медлительным, вялым красный цвет дал бодрость и уверенность в себе.
С другой стороны сосредоточение на красном цвете привело к повышению пульса (10 человек). У 4 детей к концу уроков появилась головная боль. У многих учащихся покраснели глаза. Ученики с повышенной активностью крутились, кричали с места, просились выйти. Что интересно, многим детям стало жарко. Показалось, что в красной комнате стало на 3-4 градуса теплее, чем в обычном классе (хотя температура осталась прежняя).
Так каким же цветам рекомендуется отдавать предпочтение при оформлении класса? При выборе цвета интерьера существует лишь одно правило: подбирая гамму для комнаты, помните, что цвет должен давать энергию, которой вам не хватает. Лучше использовать желтые тона, но в небольших количествах. Они стимулируют мозговую деятельность и повышают эффективность умственного труда. Коричнево – желтый (медовый) объединяется легкость желтого и тяжесть коричневого. Потребность в счастливом и полном, наслаждение положением. Это цвет трудолюбия и строгости. Кремовый оказывает мягкое воздействие, расширяет пространство, облегчает восприятие действительности, дает уверенность, что все будет в порядке.
Эксперимент, проведённый в классе, показал, что цвет действительно влияет на поведение, самочувствие и работоспособность учащихся класса.
ЛИТЕРАТУРА Дереклеева Н.И. Научно – исследовательская работа в школе. Эллис Вестгейт, Дизайн интерьера. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г. Сборник: энциклопедия чародейства. Красноярск кн. изд-во 1992 год. Сурина М. О. Цвет и символ в искусстве, дизайне и архитектуре. Ростов н/Д: Изд – во «Феникс», 2005г.