Организация гражданской обороны 900igr.net
Нормативное правовое регулирование и организационные основы в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах
Учебные цели 1. Довести до слушателей роль, место, задачи, основные принципы построения и организационную структуру ГО и РСЧС 2. Ознакомить с основными требованиями Конституции РФ, с законодательными и нормативными правовыми документами в области ГО и РСЧС 3. Изучить степени готовности и режимы функционирования РСЧС
Учебные вопросы: 1. Роль и место гражданской обороны в общей системе национальной безопасности государства. Нормативно-правовое регулирование. 2. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Задачи, организационная структура гражданской обороны. Степени готовности гражданской обороны. 3. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные принципы ее построения, роль , задачи, структура и режимы функционирования. Нормативно-правовое обеспечение деятельности РСЧС. 4. Нормативное правовое обеспечение в области пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера.
Этапы развития гражданской обороны 1–ый этап (1961 – 1972 гг) - идея о проведении массовой эвакуации населения 2-ой этап (1972 – 1992 гг) – главный упор на быстрейшее накопление фонда защитных сооружений 3-ий этап с 1992 года по настоящее время
Важнейшие функции ГО в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства ОБОРОННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ
Нормативное правовое регулирование в области ГО Федеральный закон РФ № 28 - ФЗ «О гражданской обороне» от 12.02.1998 г. (с изменениями от 22.08.2004). Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «О защите гражданского населения во врем войны». Дополнительный протокол к Женевской конвенции от 12 августа касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 08 июля 1977 года. Указ Президента РФ № 24 «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 10.01.2000 года. Указ президента РФ № 868 «Вопросы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» от 11.07.2004 года.
Постановление Правительства РФ № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и других средств» от 27.04.2000 года. Постановление Правительства РФ № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны» от 10.07.1999 года. Постановление Правительства РФ № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» от 29.11.1999 года. Постановление Правительства РФ № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения в области ГО» от 02.11.2000 года.
Принципы организации и ведения гражданской обороны Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства. 2. Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведение военных действий или вследствие этих действий. 3. Ведение гражданской обороны на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях .
Задачи гражданской обороны Обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; Оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; Предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки; Проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; Первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или в следствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание , включая оказание первой помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
Борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или в следствии этих действий; Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; Обеззараживание населения , техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий; Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий , а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; Срочное захоронение трупов в военное время; Разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; Обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Организационная структура гражданской обороны 1. Руководство гражданской обороны. 2. Органы осуществляющие управление гражданской обороны. 3. Силы гражданской обороны.
Степени готовности гражданской обороны Степень готовности ГО «Повседневная» Степень готовности ГО «Первоочередные мероприятия ГО 1 группы» Степень готовности ГО «Первоочередные мероприятия ГО 2 группы» Степень готовности ГО «Общая»
Основной целью создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.
Основные принципы построения РСЧС Защите от ЧС и их последствий должно подлежать, все население РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ, территория, объекты экономики, материальные и культурные ценности РФ; Организация и проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций является обязательной функцией федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
Реализация мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций должна осуществляться с учетом разделения предметов ведения, полномочий и ответственности между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; Организационная структура системы должна соответствовать государственному устройству Российской Федерации и решаемым задачам; При формировании системы должен соблюдаться комплексный подход, предусматривающий учет всех видов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, всех стадий их развития, всего разнообразия их последствий, а также всех возможных мер по противодействию им и требуемого для этого состава участников; Система должна строиться с учетом признания «ненулевого риска», т.е. факта невозможности исключить риск возникновения чрезвычайных ситуаций во всех случаях потенциальных угроз, отдания предпочтения превентивной безопасности, предусматривающей прежде всего профилактическую работу, максимально возможное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций.
Задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях; Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ; Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; Ликвидация чрезвычайных ситуаций; Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций; Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций , а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; Международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Организационная структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)
Правительство Российской Федерации (Председатель Правительства РФ Начальник ГО России) УРОВНИ Содержание Федеральный Межрегиональный Региональный Муниципальный Объектовый (субъект Федерации) 1. Органы управления Координирующие Правительственная комиссия Региональный центр (РЦ) ГОЧС КЧС КЧС КЧС Постоянного управления МЧС России Региональный центр (РЦ) ГОЧС Главное управление МЧС РФ по субъектам РФ Орган специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС и ГО при органах местного самоуправления Отдел, сектор, специалист ГОЧС Повседневного управления Центр управления и кризисных ситуаций (ЦУКС) МЧС России. Оперативная дежурная служба ЦУКС РЦ. Оперативная дежурная служба Центр управления в кризисных ситуациях главных управления МЧС РФ по субъектам РФ ДДС органов исполнительной власти субъекта РФ ЕДДС (единая дежурно-диспетчерская служба) ДДС (дежурно-диспетчерская служба)
2. Силы и средства Силы и средства всех уровней могут использоваться на любом из них в зависимости от масштабов и характера ЧС Наблюдения и контроля Подразделения наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды всех уровней Ликвидация ЧС Центральный аэромобильный спасательный отряд; Войска ГО; Химические, инженерные подразделения МО; Подразделения МВД; Поисково-спасательная служба (ПСС); МЧС России (включает поисково-спасательные отряды(ПСО)). Региональные ПСС и ПСО. Войска ГО. Инженерные, химические подразделения МО и подразделения МВД (находящиеся в оперативном подчинении) Штатные формирования различного назначения Инженерные, химические подразделения МО и подразделения МВД (находящиеся в оперативном подчинении) Штатные и нештатные формирования различного назначения ПСС. Штатные и нештатные формирования различного назначения поисково-спасательной службы (ПСС) 3. Информационно-управляющие системы Информационный центр МЧС России Информационный центр ГОЧС Информационный центр ГОЧС Абонентские пункты ОУ ГОЧС Информационный центр объектов 4. Финансовые и материальные резервы Базы, склады, хранилища с материальными средствами Функциональные подсистемы (министерства, ведомства и организации РФ) Органы управления, силы и средства, информационные системы, финансовые и материальные резервы министерства, ведомств и организаций РФ
Нормативное правое регулирование в области РСЧС Федеральный закон РФ № 68 – ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» от 21.12.1994 года Федеральный закон РФ № 151 – ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» от 22.08.1995 года. Указ Президента РФ от 991 «О совершенствовании Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 28ю08.2003 года. Постановление Правительства РФ № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» от 30.12.2003 года (в редакции постановления Правительства РФ от 27.05.2005 года № 335). Постановление Правительства РФ № 924 «О силах и средствах Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» от 03.08.1996 года. Постановление Правительства РФ № 1094 «О классификации ЧС природного и техногенного характера» от 13.09.2005 года.
Режимы функционирования РСЧС Режим повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной , химической , биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометериологической обстановке при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий. Режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной , химической , биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометериологической обстановке, при получении приказа о возможности возникновения ЧС. Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.