Лаковая миниатюра Мстеры
Мстёра- один из уникальных центров русской национальной культуры на древней земле Владимира и Суздаля. Первое упоминание в писцовых книгах о Богоявленском погосте на реке Мстёре относится к 1628 году. Это старинная родовая вотчина князей Ромодановских. Возникнув в ХVII веке в Богоявленском мужском монастыре, иконопись, в середине ХVII века широко распространилась на всю слободу, став основным занятием мужского населения.Богоявленский монастырь
Иконописный промысел в середине ХIХ века в слободе Мстёра достиг своего наивысшего расцвета. В начале ХХ века иконописный промысел резко пошел на спад, вызванный развитием механизированных способов производства икон. В послереволюционные годы начался напряженный поиск путей применения многовековых традиций, передаваемых мстерянами из поколения в поколение. Николай - чудотворец
В 1923 году А.Н.Клыков, Н.П.Клыков, А.И.Брягин, А.Ф.Котягин, В.Н.Овчинников, Е.В.Юрин, А.И.Меркурьев организовали «Артель древнерусской живописи» и предприняли попытку перенести свое искусство на украшение деревянных предметов: солонок, тарелок, матрешек. К 1930 годам была освоена технология папье-маше, из которого изготовляли шкатулки, ларцы, бисерницы. Изделия стали оформлять миниатюрной живописью. Живопись выполнялась тем же, что и в иконописи темперными красками, приготовленными по древнему способу на яично-желтковой эмульсии. Сохранились принципы иконописного письма, однако сюжеты брались из повседневной жизни.
С 1931 года — это артель «Пролетарское искусство», с 1960 года - фабрика художественной росписи. Мстёрские мастера создали свой особый стиль лаковой миниатюры и на изделиях из папье-маше. Художники Мстёры отказались от черного фона. Сюжеты миниатюр часто взяты из сказок, былин, истории, И даже современные сюжеты решены в традициях народного искусства.
Фёдор Шилов "Бесы"
Изображение миниатюры развертывается на фоне нежных, красочных пейзажей, Мстёрская живопись, как говорят в народе, «просветленная». Глубокое синее небо, клубятся облака, сияет солнце, текут полноводные реки, зеленеют деревья, высятся горы. И герои миниатюр — люди, животные, птицы — часть этого живописного пейзажа. Юрий Ваванов "Сивка-Бурка"
Мстерский стиль в миниатюре имеет свое художественное обоснование и в особой культуре цвета. Суть ее состоит в единстве цветового многообразия, достигаемом градацией тоновых переходов. Для мстерской миниатюры характерен пейзаж, как бы увиденный с большого расстояния, когда чуть различимы или совсем неразличимы индивидуальные характеристики отдельных видов деревьев. Такой общевидовой пейзаж художественно конкретен и поэтичен. Характерная особенность Мстерской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции.