Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Штаб гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Методическая разработка для проведения занятия по программе подготовки сотрудников университета в области безопасности жизнедеятельности «Действия работников организации в условиях негативных и опасных факторов бытового характера». 900igr.net
Учебная цель: закрепить знания слушателей по действиям в усло-виях негативных и опасных факторов бытового характера. Учебные вопросы: 1. Транспортные аварии и действия при: а) аварии на автомобильном транспорте; б) аварии на общественном транспорте; в) аварии в метрополитене; г) аварии на железнодорожном транспорте; д) аварии на воздушном транспорте; е) аварии на водном транспорте. 2. Действия при пожарах, взрывах. 3. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений.
Вопрос 1. Транспортные аварии и действия при аварии на авто-мобильном транспорте. Особенность автомобильных аварий состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые 3 часа из-за обильных кровопотерь. По статис-тике дорожные происшествия ча-ще всего происходят в час пик, в дни праздников, в первые и по-следние дни отпусков. Особенно опасна дорога зимой. На зимние месяцы приходится 60 % проис-шествий всего года. Дождь и ту-ман также осложняют дорожную обстановку и часто становятся при чиной возникновения дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
Действия при аварии на автомобильном транспорте. При аварии. Определиться в каком месте автомобиля и в каком поло-жении вы находитесь, не горит ли автомобиль и не подтекает ли бен-зин. Если двери заклинены, покинуть автомобиль через окна, открыв их или разбив тяжелым подручным предметом. Выбравшись из авто-мобиля, отойти от него как можно дальше – возможен взрыв. При падении в воду автомобиль может некоторое время держаться на плаву. Выбраться через открытое окно, т.к. при открытии двери ма-шина резко начнет тонуть. При погружении на дно с закрытыми окна-ми и дверьми воздух в салоне автомобиля держится несколько минут. Включить фары, активно провентилировать легкие, избавиться от лиш ней одежды. Выбираться из автомобиля при заполнении его водой на-половину, иначе будет мешать поток воды, идущей в салон. При необ-ходимости разбить лобовое стекло подручным предметом. Протис-нуться наружу, взявшись руками за крышу автомобиля, затем резко плыть вверх.
Действия при аварии на автомобильном транспорте.
Действия при аварии на общественном транспорте. Основные правила безопасности при проезде на общественном тран-спорте: не прислоняться к дверям; не высовывать голову и руки в окна; внутри транспорта держаться за поручни на случай экстрен-ного торможения (самая надежная точка опоры – поручень над го-ловой); стоять лицом в сторону движения для контроля окружаю-щей обстановки (в этом случае при торможении или столкновении падение будет лицом вперед, что безопаснее падения на спину).
Действия при аварии в метрополитене. Аварийные и опасные ситуации на станциях, в тоннелях, ваго-нах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, по-жаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалато ров, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних пред-метов, которые могут быть от-несены к категории взрыво-опасных, самовозгорающихся и токсичных, а также падения пассажиров и их вещей на станционные пути.
Из правил пользования метрополитеном: При падении людей и предметов на пути метрополитена, задым лении, возгорании и возникно-вении других опасных ситуа-ций связаться с дежурным по станции или машинистом поез-да по системе «пассажир-ма-шинист». При обнаружении в метрополите-не или вагоне поезда забытых, бесхозных или подозритель-ных вещей и предметов немед ленно сообщить об этом со-трудникам полиции, работни-кам метрополитена или маши-нисту поезда.
Из правил пользования метрополитеном: В целях безопасности запреща-ется провозить легковоспла-меняющиеся, отравляющие, ядовитые, зловонные вещест-ва; огнестрельное оружие; колющие и легкобьющиеся предметы и вещи без футля-ров и надлежащей упаковки; животных и птиц без клеток и сумок; длинномерный и гро-моздкий багаж.
Действия при аварии на железнодорожном транспорте. Всем, кто отправляется в поездку на ж.д. транспорте, нужно знать, что самые безопасные места в вагоне – это полки ку-пе, расположенные в сторону движения. Наибольшую угрозу для пассажи-ров представляют первый и по следний вагоны поезда. Пер-вый сминается и сбрасывает-ся с пути при столкновении в лоб. При столкновении сзади с последним вагоном последст-вия более катастрофические, т.к. его не буферят локомотив и багажный вагон.
Действия при аварии на железнодорожном транспорте. При крушении или экстренном тор-можении закрепиться, чтобы не упасть. Для этого нужно схва-титься за поручни и упереться в стену или сиденье ногами. Безо паснее всего опуститься на пол вагона. При серьезном крушении надо не-медленно выбраться из вагона (только, выпрыгивая, не попасть под встречный поезд) и оказать помощь пострадавшим пасса-жирам. Внимательно осмотреть ся, нет ли поблизости упавших токонесущих проводов: они мо-гут представлять смертельную опасность.
Действия при пожаре на железнодорожном транспорте. Пожар в поезде страшен не пламе-нем, а, в первую очередь, ядови-тыми продуктами горения синте-тических отделочных материа-лов. Отравление происходит в считанные минуты, а при интен-сивном сгорании – секунды. Во избежание этого необходимо пе-рейти в соседний вагон, жела-тельно в сторону движения, в остановившемся – на улицу, по возможности со стороны, где нет ж.д. путей. Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас воз-ле полотна. При сильном задымлении вагона закройте нос и рот смоченной водой полотенцем и т.п. В полу-пустых вагонах можно передви-гаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма меньше.
Действия при аварии на воздушном транспорте. Аварии при взлете и посадке относятся к таким, где есть надежда на спасение, так как они обычно происходят, когда самолет еще на земле или невысоко над ней, а его скорость относительно неболь-шая. Более того, они, как правило, случаются в районе аэропорта, где имеются спасательные команды и необходимое оборудование. В отличие от автомобиля самолет, налетая на стационарное соору-жение или какое-либо транспортное средство, обычно не останав-ливается, а несется дальше. Поэтому пассажиры не подвергаются резким ударным воздействиям.
Действия при вынужденной посадке. В других случаях при возникновении ава-рийной ситуации в полете экипаж мо-жет принять решение на вынужденную посадку. При ее подготовке нужно не-медленно освободить проходы и за-нять места в своих креслах, спинки ко-торых следует привести в вертикаль-ное положение. Кроме того, необходи-мо снять очки, зубные протезы, вынуть из внутренних карманов острые пред-меты (авторучки, ножи, зажигалки), снять обувь на высоких каблуках, ослабить галстук и расстегнуть ворот-ник. После этого положить на колени мягкие вещи для защиты головы и ту-ловища, застегнуть и туго затянуть привязные ремни. По команде борт-проводника «Внимание посадка!» следует наклониться вперед, голову закрыть мягкими вещами и положить ее на руки, которыми обхватить коле-ни. Оставаться в такой позе нужно до полной остановки самолета.
Действия при эвакуации из самолета. После остановки самолета расстегните ремни и подготовьтесь к эвакуации. Для экстренного покидания самолета пассажирами и экипажем используют-ся все основные и запасные двери, а также аварийные выходы, располо-женные, как правило, с левой и правой сторон фюзеляжа. Устройство ава-рийных люков и их замков с рукоятками сделано простым, заметным и не требующим больших усилий для вскрытия. Инструкция по их открыванию нанесена на дверях (люках). В местах расположения аварийных выходов на крыло проходы между креслами шире, чем везде, и не мешают открытию люков и выходу пассажиров. При покидании своего кресла не берите с собой багаж, взятый на борт в качест-ве ручной клади. Это диктуется мерами безопасности, так как вполне веро-ятно, что некоторые предметы в вашей сумке имеют острые углы и края. Это может явиться причиной повреждения и сдувания надувного спасатель-ного трапа, что приведет, в свою очередь, к травмам, а возможно и к гибели пассажиров, ожидающих своей очереди на эвакуацию.
Действия при аварии на водном транспорте. На крупных морских и речных судах все действия, связанные с само-спасением, сводятся к возможно более быстрому выходу на шлю-почную палубу и четкому исполнению команд экипажа, организую-щего спасательные работы. При объявлении шлюпочной тревоги все коллективные средства спасения приводятся в рабочее поло-жение, а экипаж готовится к оставлению судна.
Действия при подготовке к эвакуации с судна. Всем участникам плавания необходимо надеть имеющуюся в их распо-ряжении запасную одежду – хлопчатобумажное и шерстяное белье, свитера, малопромокаемую, лучше водонепроницаемую верхнюю одежду, при наличии гидрокостюм и, конечно, спасательный жилет. Одежду лучше надевать многослойную. Два тонких свитера пред-почтительней одного. Шею желательно обмотать шарфом, в край-нем случае, полотенцем или рукавом разорванного свитера, отор-ванной штаниной, так как она сильнее остальных частей тела под-вержена переохлаждению в воде. На голову следует надеть одну или две облегающие шерстяные шапочки, накинуть и затянуть ка-пюшон, на руки - варежки или перчатки. Следует стремиться защи-тить места, особо подверженные теплопотерям, – грудь ниже под-мышечных впадин, область паха, шею, голову. Обувь лучше надеть просторную, на два-три шерстяных носка, но так, чтобы при этом не стеснять движения пальцев ног. Каждый участник плавания должен уметь обращаться с индивидуаль-ным средством спасения. Лучше всего научиться этому заранее. Надо помнить, что неправильно надетый спасательный жилет мо-жет не только не помочь, но даже ускорить гибель человека на во-де.
Особенности оставления судна прыжком в воду. Для прыжка в воду выбираются такие места, чтобы быть отнесенным от судна течением. Если есть возможность, то лучше спускаться к воде по трапу. Спасательный жилет необходимо оберегать от повреждений. При прыжке в воду подбородок поджать к груди, но голову сильно вперед не наклонять, чтобы не удариться о воду лицом, затылок напрячь. Одной рукой прижать одежду, другой – закрыть ноздри и рот. Прыгать ногами вниз, ступни при-жать друг к другу, ноги слегка согнуть и напрячь. Перед прыжком сделать глубокий вдох. Оказавшись в воде, выныривать с открытыми глазами, из-бегая попасть под судно, шлюпку или плот. Восстановив дыхание, повер-нуться лицом к надвигающейся волне, затем осмотреться, не угрожает ли вам опасность со стороны находящихся рядом судов.
Вопрос 2. Действия при пожарах и взрывах. Основные поражающие факторы пожаров Непосредствен-ное воздейст-вие пламени на гор. предметы Высокая темпе-ратура воздуха и задымлен-ность Опасная концен-трация угарного газа и продуктов горения Обрушение конструкций зданий Вторичные последствия пожаров Взрывы Утечка ядовитых или загрязненных веществ в окружающую среду
Вопрос 3. Способы предотвращения и преодоления паники и панических настроений. Способы предотвращения паники и панических настроений. Доведение достоверной, убедительной и достаточно полной информации о случившемся. Напоминание о правилах поведения и действиях в сложившейся ситуации. Периодическое информирование: о предпринимаемых мерах; о ходе выполняемых работ; о проделанных работах.
Панику следует немедленно, решительно пресечь и желательно как можно раньше, когда она носит поверхностный, неустойчивый харак-тер, не охватила большие массы людей. Способы преодоления паники и панических настроений. Отвлечь, хотя бы на непродолжительное время, внимание людей от источника страха или возбудителя паники. Переключить внимание с паникеров на человека, трезво мыслящего, обладающего хладнокровием. Команды и распоряжения в таких случаях отдавать громким, власт-ным голосом. Паникеров, кричащих и распространителей слухов изолировать от ос- новной массы людей. Незамедлительно надо всех вовлечь в борьбу с опасностью. Каждому поручить конкретный участок работы. Если паника все же охватила значительное количество людей, их не-обходимо разделить на более мелкие группы, с каждой из которых справиться будет значительно легче.