Жаргонизмы как языковое явление в речи Школьный учебный проект. МОУ «Самофаловская СОШ»
Проектная группа Киракосян Карина /9 класс/Руководитель проекта:учитель русского языка и литературы Науменко Людмила Ивановна
Выявить причины активного употребления жаргонизмов в речи учащихся среднего звена, источники их проникновения в лексикон современного школьника. Проанализировать речь учащихся школы с точки зрения количественного и качественного использования ими жаргонизмов, выяснить лексическое значение употребляемых жаргонизмов, частотность их употребления.Классифицировать школьную жаргонную лексику с точки зрения их тематического разнообразия.Создать толковый словарь жаргонной лексики учащихся МОУ « Самофаловская сош».
Определить понятие « жаргон».Проследить историю изучения жаргонной лексики в лингвистике как науке.Провести анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, частотности их использования, причин их употребления и выяснения источников пополнения устной разговорной речи учащихся жаргонной лексикой .Собрать необходимый языковой материал для изучения данной проблемы, обработать и систематизировать его.Сформулировать выводы и дать рекомендации, направленные на преодоление чрезмерного употребления учащимися в речи жаргонной лексики.
Изучение научной литературы по данной проблеме.Анкетирование учащихся среднего звена МОУ « Самофаловская сош».Наблюдение.Анализ употребляемой учащимися бытовой лексики, не входящей в состав общеупотребительной лексики, в процессе неформального общения или неподготовленного речевого акта.
Неформальное общение учащихся,неподготовленный речевой акт. Видеосъемка и анализ отдельных речевых ситуаций.
В процессе неформального общения и неподготовленного речевого акта учащимися школы активно используется жаргонная лексика, что является в средних классах современной средней школы устойчивым и активно развивающимся языковым явлением.
Известный русский академик Д.С.Лихачев писал : « Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно , и думает.»
В 21 веке очень остро встали вопросы воспитания подрастающего поколения,в том числе и вопросы о культуре речи современного школьника. Огромный поток жаргонизмов,вливающихся в разговорную речь школьников,вызывает беспокойство всего общества. Результаты нашей работы будут полезны учащимся в качестве пособия к урокам русского языка и факультативным занятиям и при проведении внеклассных мероприятий о культуре речи .
Этапы работы Ученица 9 класса Киракосян Карина работает с научной литературой.
Проводится обработка результатов анкетирования Ученица 6 класса Гаврилова Е. проводит анкетирование учащихся
Изученная научная литература
В процессе работы над проектом было проведено анкетирование учащихся 6-9 классов и проанализирована разговорная лексика школьников в процессе неформального общения , а также произведена видеозапись неподготовленной речевой ситуации.
Общая характеристика респондентовУчащиеся, среди которых было проведено анкетирование, родились в 1998-1995 годах .Это дети , возрастные границы которых составляют в основном 12-13 лет.
Тематические группы школьного жаргона Наименование учебных предметов, факультативных занятий.Наименование школьных работников, учителей по предметам, по роду занятий, по признакам внешности, по особенностям характера, по фамилии и инициалам.Название окружающих людей по родству, по качеству характера, по другим признакам.Название предметов быта и техники, используемой в быту.Пища.Одежда.Части человеческого тела.Деньги.Состояние человека, оценка чего- либо: поступков человека, качеств предметов.Название действий , совершаемых человеком, чувств, эмоций человека. Сфера досуга.
Причины использования жаргонизмов Желание выражаться модно, оригинально и современно.Стремление быть похожими на большинство сверстников, потому что так говорят все.Возможность выражаться иносказательно, так, чтобы не поняли старшие: родители, учителя.Невозможность выразить свои мысли посредством литературного языка.Ликвидация агрессии, эмоциональная разгрузка. Желание казаться более взрослым.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ(количество книг, прочитанных учащимися за 2010 год)
ЛЮБИМЫЕ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ УЧАЩИХСЯ
Выводы Культура речи, чистота русского языка – это не личное дело. Это дело общественное. 2. Употребление жаргонизмов напрямую зависит от культурного и интеллектуального уровня говорящего! Учащиеся 6-9 классов МОУ «Самофаловская сош» характеризуются низким уровнем читательского интереса.Они далеко не всегда могут точно выражать посредством языка свои мысли, чувства и эмоции. Недостаточный словесный запас в их речи восполняется жаргонной лексикой. 3. Жаргонизмы не являются украшением речи школьника. Использование жаргонной лексики учащимися должно быть уместным и оправданным в конкретной речевой ситуации. 4. Жаргонная лексика – это огромный пласт ненормированной русской лексики, активно использующейся в речи учащихся 6-9 классов в процессе неформального речевого общения.
До тех пор, пока мы не прекратим смотреть на мир злыми глазами, пока не перестанем говорить: « Вот понаехали тут!», а осознанно и ответственно будем бороться за чистоту русского языка, до тех пор будет существовать «великий, могучий и свободный русский язык». министр культуры России Михаил Швыдкой телепрограмма «Культурная революция» от 27 января 2011 года
Спасибо за внимание