Законодательное обеспечение системы образования в условиях модернизации
Подготовка нового федерального закона В 2004 году на заседании Российского Союза ректоров была поддержана идея комплексного обновления образовательного законодательства. обсуждение законопроекта началось осенью 2010 года Прошли парламентские слушания в Государственной Думе и Совете Федераций», по инициативе Союза ректоров состоялась научно – практическая конференция, были организованы слушания в Общественной палате.
Публичное обсуждение По поручению Президента РФ 1 декабря 2010 началось открытое публичное обсуждение доработанной версии законопроекта. Для рассмотрения замечаний и предложений, поступивших в ходе его обсуждения, была создана Комиссия, которую возглавил советник Президента РФ В.Ф. Яковлев.
Обсуждение 1 февраля 2011 года завершилось общественное обсуждение уже второй версии законопроекта. За время обсуждения состоялись также встречи, семинары и конференции в каждом федеральном округе, большинстве регионов В настоящее время в Минобрнауки России поступили предложения к законопроекту более чем от 40 субъектов РФ.
Цель законопроекта - приведение его в соответствие с новыми общественными отношениями, возникающими в сфере образования; - повышение эффективности механизма правового регулирования; – обеспечение комплексной модернизации законодательства РФ в области образования, направленной на: - создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, потребностями развития инновационной экономики, международными обязательствами РФ в сфере образования.
Изменяется система уровней образования (образовательных цензов) Сейчас: 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) образование; 3) начальное профессиональное образование и т.д. Будет: 1) дошкольное образование; 2) начальное общее образование; 3) основное общее образование; 4) среднее общее образование; 5) среднее профессиональное образование; и три ступени высшего образования
Уточняется классификация программ: Сейчас: основные общеобразовательные программы: дошкольного образования; начального и т.д. дополнительные общеобразовательные программы Будет: образовательные программы дошкольного образования и т.д.
Совершенствуются типы и виды образовательных организаций: Сейчас: К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные и т.д. Будет: В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы: дошкольная образовательная организация и. т.д.
СТАТУС ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников
Предусматриваются сетевые формы реализации и освоения основных образовательных программ Сейчас: Законодательно не предусмотрены. Будет: Основные общеобразовательные программы могут реализовываться организацией, осуществляющей образовательную деятельность, как самостоятельно, так и совместно с иными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, посредством организации сетевого взаимодействия.
Закрепляются права граждан на получение образования за счёт бюджетных средств в образовательных организациях различных форм собственности и организационно – правовых форм: Будет: Предусматривается возможность финансового обеспечения за счёт бюджетных средств образовательной деятельности негосударственных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (образовательные программы дошкольного образования и т.д.) в пределах соответствующих ФГОС.
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Сейчас: Образовательная программа дошкольного образования включает в себя и присмотр, и уход за детьми. Будет: В законопроекте разделяется непосредственно дошкольное образование и сопровождающие его присмотр и уход за детьми, включая организацию их питания и режима дня.
Сейчас: В Законе РФ «Об образовании» содержится общая норма, предусматривающая возможность осуществления индивидуальной трудовой педагогической деятельности. Требования к лицам, осуществляющую такую деятельность, не устанавливаются. Будет: Законопроектом предусматривается, что услуги по реализации основной образовательной программы дошкольного образования, а также услуги по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста могут оказываться в рамках индивидуальной педагогической деятельности
Наименование образовательной организации Наименование образовательной организации должно определяться в соответствии с требованиями, установленными гражданским законодательством РФ и содержать указание на характер её деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название её типа. Образовательные организации в рамках одного типа могут использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми потребностями обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого – педагогическая поддержка, интернат, научно – исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «О долгосрочной областной целевой программе «Развитие системы дошкольного образования Саратовской области» на 2012-2015 годы» (проект)
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и в целях обеспечения доступности дошкольного образования Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу «Развитие системы дошкольного образования Саратовской области» на 2012-2015 годы согласно приложению. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Губернатор области П.Л.Ипатов
Программа является средством реализации согласованной политики органов исполнительной власти области для обеспечения гарантированных государством прав несовершеннолетних детей, проживающих на территории Саратовской области, на получение доступного дошкольного образования.
Цель Программы повышение доступности качества дошкольного образования.
Задачи: - удовлетворение потребности населения в услугах системы дошкольного образования; - улучшение условий образования детей дошкольного возраста. - создание условий для повышения компетентности педагогических и руководящих кадров ДОУ; - повышения качества образования через реализацию развивающих образовательных программ дошкольного образования; - обеспечение условий для развития и внедрения независимой системы оценки качества дошкольного образования.
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы 1. Соответствие сети дошкольных образовательных учреждений потребностям населения: увеличение доли детей дошкольного возраста, имеющих возможность получать услуги дошкольного образования, от общего количества детей в возрасте от 1,5 до 6,5 лет до 95%. 2. Доля семей, чьи дети старшего дошкольного возраста имеют возможность получать доступные качественные услуги предшкольного образования, в общей численнос ти семей, имеющих детей старшего дошкольного воз раста – 100%. 3. Введение дополнительных 14,8 тыс. места в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. 3. Переход 100% муниципальных районов (городских округов) области на электронные услуги в сфере дошкольного образования.
Система организации контроля за исполнением Программы Для организации контроля исполнения Программы создаются рабочие группы на уровне министерства образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Мониторинг исполнения Программы осуществляется ежеквартально.
Решение поставленного комплекса проблем в рамках областной целевой программы позволит: обеспечить адресность, последовательность и контроль инвестирования государственных средств в областную систему дошкольного образования воспитанников и обучающихся; выявить круг приоритетных объектов и субъектов целевого инвестирования.