Труд – основа жизни. Урок 20
План урока: 1. Каким бывает труд. 2. Что создаётся трудом. 3. Как оценивается труд. 4. Богатство и бедность. 5. Богатство обязывает.
Каким бывает труд Согласись, тема тебе вполне понятна. Поэтому мы начнём не с ответов, а с вопросов. Какие ценности создаются трудом? Всегда ли труд оплачивается? Как понять пословицу «Бедность не порок»? Что ты знаешь о разных профессиях и ремёс-лах? Какие пословицы и поговорки посвящены тру-ду, богатству и бедности?
Заполни таблицу: В графы таблицы внеси соответствующие цифры: 1 –постоянный, 2 – времен-ный, 3 – простой, 4 – слож-ный, 5 –умственный, 6 –фи-зический, 7 – оплачивае-мый, 8 – безвозмездный, 9 – добровольный,10 – при-нудительный, 11 – ручной, 12 – автоматизированный, 13 – творческий, 14 –тради-ционный, 15 – коллектив-ный, 16 – индивидуальный.
Итак, труд – это такая деятельность челове-ка, которая требует знаний и умений. Итак, труд – это такая деятельность челове-ка, которая требует знаний и умений. Труд не бывает бесцельным, он всегда приводит к результату. Труд даёт человеку и обществу всё необ-ходимое для жизни: пищу, одежду, пред-меты быта, жилище. Труд различается по содержанию и сложности.
Что создаётся трудом «Не на золото и серебро, а имен-но трудом были первоначально созданы все богатства мира», - считал великий английский эко-номист XVIII в. Адам Смит. Продукты труда используются человеком либо для удовлетворе-ния собственных нужд, либо для продажи. Продукт труда, произведённый на продажу, называется товаром.
Как оценивается труд Труд людей чаще всего оце-нивается по количеству сде-ланного. Важную роль в оценке труда играет качество. Плата за труд составляет за-работную плату работника. Качественный труд поощря-ется: награды, премии, до-полнительная оплата (над-бавки), благодарности, по-вышение в должности.
Богатство и бедность В стремлении к богатству нет ничего пре-досудительного. Важно различать, на какие цели оно употребляется. Не безразличны обществу средства дости-жения богатства. Источниками богатства могут служить при-родные ресурсы – земля, лес, полезные ис-копаемые. Другой источник богатства – ре-зультаты трудовой деятельности. Важный источник богатства – приобретённые че-ловеком знания и умения, признанные и оценённые другими людьми.
Богатство обязывает Благотворительность в России уходит кор-нями в историю. Издавна на Руси из-вестен девиз купцов: «Богатство обязыва-ет». В XIX веке их называ-ли меценатами, а в наше время спонсо-рами. П.И. Третьяков (вверху слева), К.С. Станиславский (Алексе-ев) и В.Н. Немирович-Данченко (слева), С.Т. Морозов (вверху справа), Н.И. Путилов (спра-ва).
Давай повторим главное Установи соответствие между понятиями и их определениями:
Домашнее задание: §9, сс. 74-80, Задания в рабочей тетради: №№ 2-3, 5, 7-8, сс. 47-51, остальные зада-ния – для желающих.