Теоретические основы методики Леогард Эмилии Ивановны Развитие слухового восприятия
Практически всегда сохраняются какие-то остатки слуха. Очки — условие необходимое и достаточное, а слуховой аппарат — только необходимое.
Тренировать потребуется не только и не столько физический орган, сколько сознание и мышление ребёнка: способность и стремление к пониманию, интерес к общению, доверие себе и окружающим людям — всё то, что формируется вместе с налаживанием полноценных человеческих отношений.
Механизм речевого слуха Слушание Почти синхронное проговаривание (сопряженное или отраженное) Синхронное самопрослушивание Осмысление услышанного
Общий и слуховой словари К общему словарю относят все слова, понимаемые ребенком, в том числе слова, которые он узнал с помощью чтения и других способов восприятия. Слуховой словарь включает те речевые единицы (слова, сочетания слов, фразы), которые включаются в слуховые занятия для развития слухоречевого восприятия.
На слухоречевых занятиях достигается согласование между слухом, голосом и пониманием. По М. Хайдеггеру «Слышать значит понимать». Наличие физического слуха не означает наличия слухоречевого слуха. Даже при 0% слуха необходимо носить слуховые аппараты, которые помогают воспринимать просодическую сторону речи более полноценно.
Этапы формирования и развития речевого слуха Детекция – ощущение звучания. Дифференциация звучаний – выбор слова из нескольких слов. Идентификация звучаний (слуховая память) – соотнесение услышанного и повторенного. Перцепция – восприятие на слух незнакомого речевого материала.
Слух — это настроенность на понимание Стремление к вслушиванию возникает из необычности. Игра должна быть настоящей. Слуховое занятие как вариант особо интересной жизни. Проговаривание всем телом.
Воображение – школа слуха; разнообразие меняющихся контекстов. Работа с текстами – работа с воображением. Шаблонность, регламентированность, единообразие – то, что особенно недопустимо.
Вслушивание как участие в разговоре. Приоритетность общения с другими детьми. В окружающем мире необходимо специально создавать пространство доброжелательного отношения к ребенку. Чтение и письмо.