Свет и его влияние на состояние здоровья школьников
Цель работы. Выявить влияние освещенности в классных комнатах на состояние зрения у школьников. Задачи. Выявить распространение заболевания глаз у учащихся начального, среднего и старшего звена. Изучить вопросы влияния света на организм человека. Исследовать световой режим в классах. Определить причины, влияющие на освещенность в классах.
Мониторинг состояния зрения у школьников.
Влияние света на организм человека. Свет – важный биологический фактор. Свет регулирует обмен веществ в организме, влияет на его иммунологический статус. Свет создает благоприятные условия для жизни и деятельности человека. Свет и освещенность влияет на работоспособность человека . Свет — это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов.
Свет – важный биологический фактор, который оказывает влияние на здоровье человека. В отсутствии естественного освещения у людей возникают жалобы на плохое самочувствие, быструю утомляемость, сонливость, общую слабость, частые головные боли, неприятные ощущения со стороны глаз, боли в конечностях. Дефицит естественного освещения не компенсируется искусственным той же интенсивности. Использование солнцезащитных устройств, штор, озеленения приводит к дополнительным потерям естественного света.
В чем разница между искусственным и естественным светом? Спектральный состав излучения искусственных источников света беден. Например, люминесцентные лампы отличаются монотонностью излучения, пульсирующим характером светового потока, дефицитом ультрафиолетовой составляющей. Свет не только оказывает прямое биологическое воздействие, но и влияет на наши чувства, настроение. Лампы с индексом цветопередачи менее 80 не следует использовать в помещениях, в которых люди работают или находятся в течение длительного времени. Новые критерии оценки освещения требуют не только учета световой энергии и цветопередачи, но и сравнения с естественным светом, который в течение дня изменяет спектр, цветовую температуру, освещенность и тем самым влияет на ежедневные физиологические процессы человека.
Определение освещенности помещения. Требования к качеству освещения. Величина освещенности помещения определяется застекленной поверхностью окон, их высотой и формой. Освещенность достаточна, если застекленная поверхность составляет не менее 1/4 площади пола. Необходимо боковое левостороннее освещение, так как оно представляет возможность взгляда вдаль на наружное пространство, обеспечивающее отдых для глаз. Лучшим видом освещения является дневное. Вот почему в школах и детских садах так часто моют окна, держат подоконники свободными от цветов и вешают легкие светлые шторы.
Факторы, влияющие на освещенность в классах. Ориентация учебных помещений — юг, юго-восток. На световую среду влияет цветовая гамма интерьера помещений. Наилучший цвет для мебели и стен — светло-зеленый и цвет натурального дерева, для доски — коричневый, темно-зеленый. Уровни освещенности в первом ряду парт в 3—4 раза выше, во втором — в 1,5—2 раза выше, чем в третьем ряду, что определяет раздельность и последовательность включения искусственного освещения. Люминесцентные лампы имеют определенные преимущества: способствуют увеличению скорости различения, устойчивости ясного видения, сохранению общей работоспособности. Имеются и технико-экономические преимущества, а именно: они обладают большей светоотдачей (в 4—5 раз) и сроком службы (в 10—12 раз) по сравнению с лампами накаливания.
Важность освещенности еще и в том, что по мере роста и развития организма происходит рост глаза, развитие его преломляющей системы, которое заканчивается только к 9-12 годам. Режим освещенности играет существенную роль в регуляции биологических ритмов. В условиях интенсивной освещенности улучшается рост и развитие организма. При плохом или неправильном освещении снижается умственная работоспособность.
Естественное освещение. Естественное освещение классной комнаты зависит от следующих основных показателей: - от климатического пояса. - ориентации здания на участке. Окна классных комнат в нашей школе ориентированы на восток и юго – восток. - от размера и конфигурации (формы окон), равномерности освещения. Окна в классах расположены стеной, их площадь 5,35 кв.м., что составляет около 10 % от площади пола. К естественному освещению предъявляются следующие основные требования: 1) Достаточность. 2) Равномерность. 3) Отсутствие слепимости (блесткости) и теней на рабочем месте. 4) Перегрев помещений.
Практическая работа Определение светового коэффициента . Определение коэффициента заглубления. Определение коэффициента заслонения в кабинетах .
Оценка естественного освещения классов. Для оценки естественного освещения мы выбрали кабинеты, расположенные на разных этажах и имеющие разную ориентацию окон: № 21 и №31 (первый этаж), №49 и №58 (второй этаж), №74 и №85 (третий этаж).
Освещение в классах. Кабинет №49 Кабинет №31
Определения светового коэффициента (СК). СК представляет собой отношение остекленной поверхности окон к площади пола. Выражается он простой дробью, числитель которой – величина остекленной поверхности, знаменатель – площадь пола. Числитель дроби приводится к 1, для этого числитель и знаменатель делят на величину числителя.
СК для кабинетов.
Вывод: Световой коэффициент не соответствует гигиеническим требованиям, он ниже. Норма светового коэффициента 1: 4 - 1 : 5.
Определение коэффициента заглубления Коэффициентом заглубления называется отношение высоты верхнего края окна над полом к глубине помещения. Согласно гигиеническим нормам он должен быть равен 1:2, т.е. глубина помещения не должна превышать расстояния от верхнего края окна до пола более, чем в два раза. Тогда освещенность отдаленных мест помещения будет достаточной.
Расчет коэффициента заглубления.
Вывод. Коэффициент заглубления превышает норму (1:2).
Заглубление в классах. Кабинет № 58
Коэффициент заслонения Коэффициент заслонения - это отношение высоты противостоящего здания к расстоянию между ним и школой нами не определялся, так как школа располагается на пустыре. Не мешают проникновению света в кабинеты и высокие деревья, растущие по периметру школы на расстоянии 15 – 20 метров от здания.
Определение методом люксметрии уровней освещенности в первом, втором, третьем, четвертом (если он есть) ряду парт.
Вывод Наилучшее освещение в кабинетах, окна которых ориентированы на юго – восток. Уровни освещенности в первом ряду парт в 2.5 - 3 раза выше, во втором — в 1,5—2 раза выше, чем в третьем ряду, а в четвертом ряду в 1,5 раза ниже, чем в третьем. Естественная освещенность зависит от окраски стен. Хуже отражают свет стены зеленого цвета в кабинете 85,который находится над кабинетом 58 (стены окрашены в голубой цвет). Естественная освещенность кабинетов на первом этаже хуже, чем на втором и третьем этажах.
Оценка искусственного освещения. Для характеристики искусственного освещения отмечают: вид источников света (лампы накаливания, люминесцентные лампы), их мощность, систему освещения, направление светового потока и характер света (прямой, рассеянный, отраженный). Наилучшее освещение достигается при комбинированной системе освещения – общее плюс местное.
Расчетный способ определения искусственной освещенности. Данный метод основан на подсчете суммарной мощности всех ламп в помещении и определении удельной мощности ламп в ВТ/кв.м. Затем данную величину умножают на коэффициент «е», показывающий, какую освещенность в люксах дает удельная мощность, равная 1 ВТ/кв.м.
Определение искусственного освещения по методу «ватт». Определяют количество светильников в классной комнате, определяя удельную мощность, т.е. количество преобразующейся энергии излучения в ваттах на единицу освещаемой площади. Норма освещенности при люминесцентных 20 Вт/кв.м.
Расчет уровня освещенности и удельной мощности ламп для кабинетов.
Заключение о состоянии кабинетов. Уровень освещенности во всех кабинетах практически соответствует гигиеническим нормативам (в учебных кабинетах и лабораториях уровень искусственной освещенности 300 Лк при люминесцентных лампах), удельная мощность ламп близка к норме (20 Вт/кв.м.).
Рекомендации. 1. Даже в дневное время необходимо сочетать естественное освещение с искусственным, так как во всех кабинетах световой коэффициент и коэффициент заглубления не соответствует норме (а в кабинете №21 значительно превышают норму). 2. Регулярно пересаживать учеников с одного ряда на другой. 3. В кабинете №85 необходимо перекрасить стены в светлые тона. При этом следует учитывать: 1) Темные цвета поглощают большое количество световых лучей, в связи с этим окраска помещений и мебели в школах, детских дошкольных учреждений; 2) Белый цвет и светлые тона обеспечивают отражение световых лучей на70 – 90 %; желтый цвет – на 50%, цвет натурального дерева – на 40 %; голубой на 25 %; светло-коричневый на 15 %; синий и фиолетовый на 10 –11 %.
4. Сажать деревья не ближе 10 м от здания; 5. Не закрашивать оконные стекла; 6. Не расставлять на подоконниках цветы; 7. Размещать шторы в нерабочем состоянии в пространствах между окон; 8. Очистку и мытье наружных стекол проводить 3 – 4 раза в год и не менее одного раза изнутри. Запыленность и загрязненность окон снижают уровень естественного освещения на 40% и более. 9. Регулярно чистить светильники.