Строение и функции головного мозгаЦели : изучить строение основных отделов головного мозгавыполняемые ими функцииРазъяснить особенности микроскопического строения мозга
Задачи1. Образовательные :познакомить учащихся с особенностями строения отделов головного мозга- сформировать знания о головном мозге- раскрыть функции головного мозга2. Развивающие : содействовать в ходе урока развитию логического мышления, монологической речи , умений сравнивать, обобщать , умений самостоятельно мыслить3. Воспитательные :- Воспитывать бережное отношение к своему организму
Оборудование : схемы строения нервной системы , рисунки головного мозга презентации разборные модели головного мозга
ХОД УРОКА 1.Организационный: Цель: Мобилизовать детей к уроку Метод : словесный 2.Фронтальный опрос: - Из каких частей состоит центральная нервная система? - К какой части нервной системы относятся спинномозговые нервы? Где расположен спинной мозг? Что такое серое вещество 3.Изучение нового материала:а) Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом учебникаб) Беседа по прочитанному материалу? - Где располагается головной мозг? (Головной мозг располагается в полости черепа)- Какова масса головного мозга? ( Масса головного мозга - 1100 – 2000 г.)- Из каких отделов состоит головной мозг? ( ствол, мозжечок, полушария большого мозга)- Из каких частей состоит ствол головного мозга? (Продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг) -
в) Слово учителя : На следующем этапе более детально изучаем строение и функции функции головного мозга. С этой целью рассмотрим рисунки головного мозга , работая с учебником
Заполняем таблицу
Продолговатый мозг
Связывает продолговатый и средний мозг с другими отделами головного мозга, через него проходят сигналы от слуховых рецепторов и от органов равновесия, т. е. мост выполняет проводниковую функцию.
Средний мозг
Промежуточный мозг Таламус – зрительные бугры Гипоталамус – главная железа внутренней секреции Промежуточный мозг содержит высшие вегетативные центры, регулирует обменные процессы, осуществляет терморегуляцию. В нем находятся центры: агрессии аппетита страха удовольствия
Мозжечок
Обеспечивает согласованность движений, равновесие, координацию движений Регулирует мышечный тонус
Большие полушария
г)Слово учителяНа следующем этапе мы познакомимся с еще одним самым молодым в эволюционном отношении отделом головного мозга. - это полушария головного мозга А сейчас более детально познакомимся с микроскопическим строением головного мозга , с этой целью изучим текст на страница 63 « сетевое образование ствола мозга» и составим краткий конспектКонспект В значительной части ствола головного мозга сосредоточено множество нервных клеток с сильно развитыми отростками.Они образуют множество нервных клеток с сильно развитыми отростками , они образуют густую сеть - ретикулярную формациюРетикулярная формация все время возбуждена и способна возбуждать все отделы мозга , усиливать или ослаблять и х активность в зависимости от ситуации
Пример Животному грозит опасность В этот момент у него сильно возбуждается центры мозга, связанные с защитой , тормозятся все остальные , не имеющие к этому отношения Спасающееся животное не будет реагировать на самую лакомую пищу
Закрепление нового материала Работа в группах по 4 -5 человек над заданием на странице 69. « Какие утверждения верны»1. Отвечающий :озвучивает первое утверждение : « Головной мозг состоит: - из ствола - мозжечка- полушарий большого мозга2. Учащийся говорит : верным являются все три варианта3. Учитель просит заполнить схему головного мозгаАналогично выполняются все задания( 1 по 10)
Домашнее задание Изучить текст учебника на стр. 60- 63Выполнить в рабочей тетради задание 34 на станице 64 « Какие утверждения верны?На станице 65 « выберите правильный ответ»