Лекция 6. СОЦИОЛОГИЯ Фердинанда ТЁННИСА (1855-1936, Германия) ПЛАН Биографическая справка Специфика видения социологии Община и общество 2 типа воли Социология форм Социология и политика
Биографическая справкаФ. Тённис родился в богатой крестьянской семье в Дании, впоследствии переехавшей в Германию. Получил диплом филолога Страсбургского университета. Докторскую диссертацию по философии защитил в университете г.Киля.Занимался изучением социальной философии ХУШ-Х1Х вв. Написал книги о Гоббсе и Марксе, целый ряд статей о Спинозе, Лейбнице, Спенсере.Социологическая концепция была сформулирована в работе «Общность и общество (теорема философии культуры)» – 1881.В этот же период исследует проблемы девиантного (отклоняющегося) поведения: преступности, самоубийства, бедности как основы девиантного поведения.Был автором работ как теоретического, так и эмпирического характера. В ХХ столетии были опубликованы книги:«Мораль»«Критика общественного мнения»«Собственность»«Прогресс и социальное развитие»«Введение в социологию»
Академическое признание пришло поздно. Только в 1913 г. (в 58 лет) стал внештатным профессором университета в г.Киле. До этого времени занимал позиции приват-доцента (преподавание с частичной занятостью).Тем не менее, в 1921 г. избирается президентом Немецкого социологического общества. Остается на этом посту до его разгона нацистами в 1933 г.Выступал против национал-социализма, подвергался преследованиям. В этот сложный период разделял взгляды социал-демократов, агитировал за Веймарскую республику.2. СПЕЦИФИКА ВИДЕНИЯ СОЦИОЛОГИИОдной из основных проблем изучаемой Тённисом философии 18-19 вв. было определение основополагающих принципов государственного устройства. Здесь определяющими были 2 подхода:1-й подход – рационалистический. Основывался на признании:естественных прав человека;права на самоуправление народа;необходимости установления разумных законов, разумного государственного устройства.
Здесь общим был постулат: разумные основания соответствуют человеческой природе.2-й подход – исторический. Он отстаивал важность традиций, исторически закрепившихся норм права и форм государственности.Таким образом, рационалисты делали акцент на разуме и его возможностях, историцисты – на силе традиций. Теннис решил объединить эти 2 подхода: рациональный научный метод следует дополнить историческим подходом к анализу общества.Исторический подход предполагал выделение исходной пары антиномических понятий - «община» и «общество», определяющих основу 2-х типов государственности.3. ОБЩИНА И ОБЩЕСТВОЭти понятия были обоснованы в 1881 г. в работе с соответствующим названием (см. п. 1):Gemeinschaft / community / община (сообщество);Gesellschaft / society / общество.Они рассматривались как идеальные типы, в реальной жизни встречающиеся в смешанном виде. Здесь необходимо определять, что доминирует.
Противоположность понятий определялась противоположностью типов связей: с одной стороны, - общинных – эмоциональных, традиционных, длительных, объединяющих, основанных на бескорыстии; с другой, - общественных, основанных на рациональном обмене, договоре, отчуждении и конъюнктурных целях.Общинные отношения: родовые и кровно-родственные; соседство (совместное проживание); духовной близости, дружбы, религиозной общности и т.д.Общественные отношения изначально основываются на общинных (осознаваемое единство), но со временем приобретают отчужденную форму. Люди преследуют разные цели, их отношения становятся рациональными, поскольку они понимают функциональную полезность разных ролей в обществе.Община, сообщество – это органическое единство социального целого, а общество – механическое единство.
4. ДВА ТИПА ВОЛИТённис считал, что основой для 2-х типов обществ являются 2 типа воли.Wesenwille – воля сущности, воля целого, определяющая все аспекты жизни иKurwille - воля произвольного, избирательного = наличие многих воль, механически объединенных в едином социальном целом.К сущностной воле относятся - симпатия, привычка, память. К избирательной - обдуманность, произвольность/избирательность, представление.Почему во главу угла поставлена воля? Особенностью человеческого общества является наличие духовной деятельности. Она представлена единством разума и воли. Именно воля организует разум (мышление).
5. СОЦИОЛОГИЯ ФОРМСоциологию Тённиса иногда называют формальной или геометризированной. Почему? Вспомним название основной работы: «Общность и общество (теорема философии культуры)».Действительно, Тённис сделал первый шаг в направлении чистой, формальной, абстрагированной социологии.Он считал, что чистая, абстрактная наука возможна: об абстрактных предметах и мыслимых вещах (например, геометрия); о принципах, сконструированных мышлением, которые нельзя воспринять чувственно (например, о принципах социальных институтов, политики, государственности).Здесь познание может быть безграничным (more geometriko – лат.). Если очистить изучение различных форм социальной жизни от волеизъявлений, интересов и ценностей, то можно получить универсальное, общезначимое знание об обществе.Слово «теорема» возникло из желания закрепить принципы доказательного, абстрактного мышления, в противовес эмпиризму и иррационализму.
Основным методом рационалистической методологии социального познания у Тённиса стал метод объективации социальных явлений. Социальное познание должно быть логически строгим и абстрагированным. Только в этом случае будет достигнуто общезначимое знание.Соответственно, средствами объективации стали: абстрагирование; идеализация; конструирование идеальных типов.Полученное знание или идеальные типы рассматривались как понятийные мерки, по которым оценивалась реальная жизнь. Разрыв, несоответствие живой жизни полученным социальным образцам или эталонам – должны изучаться социологией в 1-ю очередь.Т.о., направленность социальных и социологических исследований должна быть представлена продвижением от абстрактных понятий и идеальных типов – к конкретному анализу социальной реальности.Считал, что в реальной жизни всегда присутствуют 2 типа организации: община и общество. Когда определяем специфику, смотрим, что преобладает.
Однако в социологической теории Тённиса присутствует и ряд детализированных типологий, лишь через ряд опосредующих звеньев выходящих на дихотомию община/общество.Так, он выделяет 3 абстрагированных типа общественной жизни: социальные отношения; социальные группы; корпорации и объединения.Социальные отношения объективны. Они представлены правами и взаимными обязанностями. Осознаются как необходимость.Социальная группа – осознанное объединение индивидов для достижения цели.Корпорации и объединения - наличие внутренней организации, соподчинения и контроля в процессе достижения целей.
Подобным образом представлена и классификация социальных норм (нет соответствия предыдущей – самостоятельна): нормы социального порядка – общее согласие, договор, конвенция; правовые нормы – из обычаев или законодательно закрепленные; нормы морали – религии или установленные общественным мнением.Тённис сам говорил о том, что это – абстрактная, аналитическая типология. В реальной жизни нормативные системы состоят их совокупности всех 3-х типов норм.Разработка абстрактных типологий и идеальных типов - задача формальной, чистой теоретической социологии. Анализ общества в его развитии, несоответствии с идеальными типами – задача прикладной социологии.Социология – это единство теоретического и прикладного знания.
Метод теоретической социологии – осмысление социальных сущностей в состоянии покоя.Метод прикладной социологии – применение принципа антиномий к анализу социальной динамики, развития, движения.Общая направленность развития социума – от общины к обществу, т.к. разум и рациональность начинают преобладать.6. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТИКАСоциология – это социальное познание, социальная наука, разрабатывающая социальную теорию.Политика – это деятельность, основанная на интересах, целях, ценностях, т.е., - социальная практика.Позитивистское абстрагирование от ценностей в социологии не означало отказ от социологического изучения ценностей (например, в политике).Научный социологический подход может дать объективные результаты. Их можно рассматривать как научно удостоверенные факты для осуществления политической деятельности.
Наука делает ценности предметом исследования. Политика – основанием деятельности.Человек науки познает, практический человек желает действовать. Но для эффективности деятельности необходим научный анализ. Т.о., у Тённиса – стремление не разделить социологию и политику, а онаучить политику.В 30-е гг. эта интенция в Германии была более чем актуальна - активно лоббировались идеалы социал-демократии, развивалось рабочее движение, отстаивались права на свободу слова и образование профсоюзов, зарождалось и становилось все более массовым движение национал-социализма. * * *По существу, Фердинанд ТЁННИС был социологом «на рубеже столетий». С одной стороны, - он обнаруживал стремление рассматривать философию истории как социологию, с другой, - тенденцию аналитического построения социологии.