Обществознание. 8 класс. Учитель Гришакина О.П. Электронные материалы урокам. 5-й урок. Тип урока – урок изучения нового материла Тема урока: «СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОГРЕСС И РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА» На дом: §4, эссе «Возможен ли социальный прогресс в нашем класс и при каких условиях?»
Повторяем пройденное: Что такое общество? Какие типы общества выделяют ученые? На какие 4 сферы делится общество? Что такое мировое сообщество? Человек существо биологическое или социальное? Приведите примеры самых развитых стран мира.
Сравнивая эволюцию обществ, стадии развития стран, ученые выяснили ряд закономерностей: 1) закон ускорения истории - на каждую последующую стадию развития у человечества уходит меньше времени чем на предыдущую (примерно в 34 раза по времени) 2) на каждую последующую стадию развития приходится больше орудий труда, технических изобретений и научных открытий (пример: за 50 лет 5 поколений телевизоров)
Закон ускорения исторического времени палеолит мезолит неолит Бронзовый век Железный век доиндустриальное общество индустриальное общество постиндустриальное общество Век металла Каменный век Уровень развития
Несколько примеров: поток информации удваивается сейчас каждые 20 месяцев Люди, родившиеся в нашей стране в начале ХХ века пережили 3 стадии развития общества: доинд., индустр, и постиндустриальную Вся история человечества пережила 1600 поколений, из них 1200 жили в пещерах, 240 в условиях письменности, 22 имели напечатанные книги, электричество у 5 поколений, автомобили, самолеты у 4-х, компьютеры у 2-х
Время между появлением изобретения как идеей и его практическим использованием составляло: Для бумаги – 1000 лет Для паровой машины – 80 лет Для телефона -50 лет Для самолета -20 лет Для транзисторной техники (радиоприемник) – 3 года Для лазеров - 6 месяцев Для факсов - 3 месяца Читаем в учебнике на с. 34, внизу как технический и культурный прогресс влиял на развитие общества
3-я закономерность - разные народы развиваются с разной скоростью На одном и том же историческом отрезке времени, разные страны находятся на разном уровне развития В одних и тех же странах могут быть и развитые и отсталые районы Встречи цивилизаций ускоряют взаиморазвитие или уничтожают нации Если развитие общества происходит в положительную сторону, то ученые говорят о ПРОГРЕССЕ
Социальный прогресс экономический прогресс технический прогресс научный прогресс
Прогресс (лат. progressus — движение вперёд, успех) — направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед, к лучшему. Противоположность — регресс. Социальный прогресс - глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях. Практикум стр. 39-40
Прогресс есть равномерное развитие следующих четырех составляющих: социальной — процесс приближения общества материальной — процесс наиболее полного удовлетворения материальных потребностей всех людей, научной — процесс непрерывного, расширяющегося и углубляющегося познания окружающего мира, его освоение, культурной (духовной) — процесс приближения нравственности, трансформация человека-потребителя в человека-созидателя.
ПРОГРЕСС РЕВОЛЮЦИИ РЕФОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРАТКО ВРЕМЕННЫЕ Прогресс может идти постепенным и скачкообразным путем Прочитаем в учебнике на с. 37-38 какие характеристики могут быть у реформ Спишите определения со стр. 37-38 ДОЛГО ВРЕМЕННЫЕ
Эссе «Возможен ли социальный прогресс в нашем класс и при каких условиях?» Возможные варианты вопросов для раскрытия темы: Что такое прогресс и регресс вообще? Нужен ли классу (коллективу) прогресс? Чем бы характеризовался прогресс в классе? Чем бы характеризовался регресс в классе? При каких условиях возможен прогресс в нашем конкретном классе? Что отдельный человек может сделать для прогресса в классе?