Зал № 3. Русская деревня
«Последний снег. Саввинская слобода». Этюд. 1884 г. «Саввинская слобода под Звенигородом». 1884 г. И.И.Левитан любил и знал русскую деревню, крестьянский труд. Это отразилось во многих пейзажах. Изображения деревни многочисленны и в его рисунках. Тема деревни проходит через все его творчество. Вспомним первые работы художника: «Солнечный день. Весна», «Вечер», «Вечер на пашне». Художник много работает в Саввинской слободе в 1884 году. Этюд «Последний снег. Саввинская слобода» трактован очень воздушно, со значительным обобщением форм. В пейзаже «Саввинская слобода под Звенигородом» мы видим новое живописное понимание цветов, которое отличает картины И.И.Левитана от деревенских пейзажей его учителя А.К.Саврасова.
«Деревня». Этюд к картине «Снопы и деревня за рекой», 1880 – е годы.«Снопы и деревня за рекой», 1880 – е годы
«Деревенька» 1880 – е годы. (Частное собрание, Москва). «Ветхий дворик» 1888 – 1890 – е годы. «Мостик. Саввинская слобода». Этюд. 1884 год.(Государственная Третьяковская галерея).
«Деревня на берегу реки», 1883 год
«Домик с ракитами». Этюд. Первая половина 1880 - х
«Избы. Освещенные солнцем». «Деревня. Серый день».
«Стадо». Этюд. «Солнечный день. Деревня». 1898 год.(Государственная Третьяковская галерея). В последние годы жизни И.И.Левитан пишет особенно много деревенских пейзажей. Наряду с деревенскими улицами он запечатлевает лесосеки, гумна, пашни; порой мы видим в пейзажах фигуры животных, а порой и людей.Но, конечно, деревенская тематика звучит уже совсем по – другому, иначе решается и в живописном, и в образном отношении. Сказался весь громадный опыт творческого пути. Главным сейчас в изображении деревни у художника является лирическое начало, выражение чувств и переживаний.
«У избы. Солнечный день», 1898 год
«Последние лучи солнца», 1899 год «Избы», 1899 годГосударственная Третьяковская галерея Частное собрание, Санкт - Петербург Художника очень интересует изображение деревни в лучах заходящего солнца, и он пишет на этот мотив ряд произведений. В одном из них – «Избы» – мы видим окраину деревни на косогоре. Деревня выступает перед нами в этом закатном пейзаже во всем своем запустении, нищете и одиночестве. Вряд ли И.И.Левитан сознательно ставил перед собой задачу социальной характеристики деревни, но она явилась результатом правды изображения. То настроение тревоги в природе, то драматическое звучание заката в контрасте с темными массами изб, которые тут занимали И.И.Левитана как пейзажиста, превратились в выразительную характеристику пореформенной деревни. В еще большей мере это можно сказать о другом пейзаже деревни – «Последние лучи солнца». Здесь композиция еще беспокойнее в своей асимметричной динамике. Изображен въезд по косогору, по которому как бы взбираются наверх избы и сараи. Спереди плетень с воротами отделяет деревню на косогоре от дороги.
«Уборка сена», 1900 год. Этюд«Уборка сена», 1900 год. Последнее неоконченное произведение художника
«В начале марта», 1900 г. (Частное собрание, Москва) Хочется отметить замечательный этюд «В начале марта», написанный в 1900 году. Этюд написан широко и темпераментно, свеж и красив по колориту. Поражает та жизненность, которой полон этюд, по сути дела, уже умирающего художника.
Спасибо за внимание