Родными тропами...(один день летнего пршкольного лагеря)Мы хотим, чтоб птицы пелиЧтоб вокруг леса шумели,Чтобы были голубыми небеса,Чтобы речка серебрилась,Чтобы бабочка резвилась, И была на ягодах роса! Е. Карганова.МОУ СОШ № 24г.Гуково Учитель: Тарадина И.А.
Объяснительная записка Проблема общения человека с природой, познания её, привития навыков культурного поведения в ней в наши дни особенно актуальна.Как привить человеку любовь к природе, как научить видеть её красоту, как бороться с равнодушием и безжалостностью по отношению к чудесному миру звуков, красок и форм природы?Одной из продуктивных форм работы в природоохранительном, экологическом воспитании учащихся является туристический поход с элементами игры, конкурсами – проектами. Туристический поход требует серьёзной подготовки, начиная с момента сбора у школы, до ликвидации остатков костра и уборки места отдыха.
Проведена работа по организации досуга и отдыха в походе, не в ущерб природе.Маршрут похода был небольшим. Начало движения туристических отрядов и возвращение домой с конечного пункта маршрута занимали немного времени, так как район похода близко расположен к городу.С нравственной, эстетической, познавательно – краеведческой,а так же физической стороны маршрут похода был выбран удачно.Дисциплина, организованность ребят, их деловая активность и в туристической, и в игровой, и в познавательной деятельности выгодно отличала этот поход.По своим заданиям – обязанностям работал каждый ребёнок, а контроль шел от самой туристической группы – отряда – от детского самоуправления.Этот вид работы со школьниками по своей эффективности, всестороннему воздействию позволяет создавать единый коллектив и тем самым добиваться больших результатов в гармоническом развитии личности ребёнка.
Цели: формирование экологических знаний, нравственно – ценностного отношения к природе, включение учащихся в разноплановую творческую деятельность экологического, нравственного, физического, эстетического воспитания, воспитания любви к Родине.
Форма: Игра – туристическое путешествие Методы:инсценировка сказки, рассказ с элементами беседы, игры, конкурсы - проекты
В назначенный день отряды с воспитателями и вожатыми собираются возле школьного крыльца. Звучат фанфары. На крыльцо тяжелой поступью выходит Царь, садится на трон, у его ног пристраивается Шут. Шут: Что, Царь – батюшка , невесел? Что головушку повесил? Иль замучила кручина?Царь: Есть тому одна причина – Лет прошедших череда.
Шут: Это право, не беда. слышал я как будто где – то, Не суди меня за это, У Ведуньи у одной, Хромоногой и кривой, Есть волшебных яблок кладь. Ты послал туда бы рать, Пусть пяточек принесут Может молодость вернут? Говорят, кто их вкусил – Сразу прибавляет сил.
Царь: Стой, а как их раздобыть? Где живет Ведунья эта?Шут: Так и быть, Расскажу тебе маршрут Три дороги к ней ведут: Через рощи, буераки, Через дебри и овраги.
Царь: Что ж ты до сих пор молчал?! (Встает, обращается к школьникам.) Дружины, слушай мой указ! Отправляйтесь вы тотчас Всяк по своему маршруту. Я службу вашу не забуду: Тот, кто яблок мне добудет, Награжден по – царски будет!Шут раздает отрядам карты с маршрутами и компасы. Все маршруты заканчиваются на одной и той же поляне, где заранее построен шалаш – жилище Ведуньи и Кузьмы (лешего). Маршруты составлены так, чтобы все отряды оказались одновременно на поляне, где их встречает Ведунья.
Ведунья: Знаю, из какой дали ко мне пришли богатыри И зачем вас царь прислал: Мне вчера Кузьма сказал.Кузьма (задумчиво): Сыграть, что ли, на трубе?Ведунья: Погоди трубить, Кузьма Здесь такая кутерьма. Кому яблоки отдать? Не могу я угадать.
Кузьма: А ты им испытанья скорее проведи.Ведунья: Молчи уж, наказанье, Сиди и не бубни. Что ж, первое задание: Если учены вы, То справитесь с загадками Природы – матушки. (Каждой команде предназначено по две загадки, отгадав их, отряды получают по яблоку.)
Загадки природы - матушкиКто, как только жарко станетШубу на плечи натянет,А нагрянет холод злой – Скинет с плеч ее долой. (ЛЕС)
Она под осень умираетИ вновь весною оживает.Иглой зеленой выйдет к свету,Растет, цветет она все лето.Коровам без нее – беда:Она их главная еда. (ТРАВА)
Кто всю ночь по крыше бьетДа постукивает,И бормочет, и поет,Убаюкивает? (ДОЖДЬ)
Я капелька летаНа тоненькой ножке.Плетут для меняКузовки и лукошки.Кто любит меня,Тот рад поклониться, А имя дала мне родная землица. (ЗЕМЛЯНИКА)
Сорвал я красный гриб в лесу,Любуюсь на его красу:На белой он ножке,На шляпе – горошки.А люди говорят,Что в нем опасный яд. (МУХОМОР)
Только дождик удалился,В небе мостик появился,Ярко выгнулся дугой,Будто пояс золотой. (РАДУГА)
( Кузьма начинает собирать хворост)Ведунья: Аль случилось что, Кузьма? Что тащишь ты сюда?Кузьма: Надо б костерок разжечь – И оладушек напечь!Ведунья: Ну, оладьи подождут, А вот гости разожгут Твой костер с одной лишь спички Знаю я все их привычки! (На специально подготовленных местах для костров установлены колышки, к которым привязаны на определенной высоте веревочки. Отряды должны набрать хворост и с одной спички поджечь его. Перед зажиганием костра повторяют правила поведения в природе, конкретно - обращения с огнем. Затем из получившихся костерков ребята зажигают общий Костер Дружбы, у которого исполняются лучшие номера художественной самодеятельности.))
Костёр дружбы
Бегуны Ведунья: Ах, люблю я как, ребятки Бегать быстро, без оглядки, Кто попробует меня обогнать вокруг огня?(Ведунья бежит вокруг костра с представителями отрядов.)
Музыкальная полянаВ прекрасном мире веток и тенейВсе то, что живо, музыкою дышит!И каждый, кто захочет, тот услышитСвою мелодию в шуршании лесном! Задание: Продолжи песню. 1. Вместе весело шагать … 2. У природы нет плохой… 3. Во поле береза….
Волшебные уголькиВедунья: Ох, ребятки, уморили. Душу б мне повеселили. Нарисуйте угольком Мой родимый отчий дом, Что стоит здесь у реки, Где вечор поют сверчки.(Представители отрядов рисуют угольками из костра пейзаж – поляна – дом Ведуньи)
Конкурс "Скатерть - самобранка"Ведунья: Ох, и надо ж умориться… Что ж, пора б и подкрепиться. Собирай честной народ Делать вкусный бутерброд.
"Зеленая аптека"Ведунья: А теперь мне не до смеха, Ждет «Зеленая аптека». То деревья и кусты, даже травы и цветы. Все они помогут нам. Хворь уйдет от дивных чар.
Детей знакомят с разными распространенными лекарственными растениями, рассказывают о них и показывают, какую часть растения используют в качестве лекарственного сырья, предупреждая о том, что, собирая, травянистые растения никогда не вырывают с корнем, а берут только необходимую часть, рассказывают о сушке и хранении лекарственных трав.
подбери к названиям болезней карточки с названиями лекарственных растений.
Конкурс букетов "Искусница природа"Ведунья: Вот порадовали вы, Теперь порадуйте цветы. Соберите их в букеты Чудо – дивной красоты!Задание: собрать букет, назвать его, придумать стихотворение.
Посмотри какой букет!В краски яркие одет!Словно радуга - дугаВ том букете ожила.Это славная примета -Наш букет как праздник лета!
Меткий глаз Ведунья: Еще вам испытание Придумала сейчас. Проверить на прощание Хочу ваш меткий глаз. Лишь в сказках у кого – то Стрела летит в болото, А я хочу, чтоб стрелы Летели точно в цель!Задание: от каждой команды по два человека (мальчик и девочка) пытаются поразить мишень и набрать как можно больше очков.
ШифровщикВедунья: Задание последнее И до победы – шаг! Шифровку в стиле Юстаса Вам нужно разгадать Иль молодильных яблок Вовек вам не сыскать!Задание: по шифровке – карте найти молодильные яблоки.
Ведунья: Ну, что же Видно молодость И знания нужны. С победою вас, отроки, Похвал достойны вы! Впредь буду с нетерпением Вас на поляне ждать. Кузьма: А я с любовью Вам на трубе играть (достает трубу и дудит в нее.)
Команды короткой дорогой возвращаются к школе, где их ждет Царь. Отряд, нашедший яблоки, вручает их Царю. Царь вкушает самого красивого яблочка.Царь: Дружине славу мы поем! Вы дело сделали свое! Мне нужно яблоко одно, Вернет мне молодость оно. Иные ж ратникам отдам. Друзья, я их вручаю вам!Будьте здоровы!