Пугачев и пугачевщина
Проблемный вопрос. Кто он Пугачёв «Изверг и злодей или умный талантливый народный вождь? (Иными словами «волк или человек»?)
Гипотеза: «Волк или человек»? Этот вопрос является одним из главных в произведении. Или и то, и другое. Человеческий облик Пугачёва сложен и противоречив. В нём уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота, желание подчинить человека и готовность ему помочь.
Задачи:Прочитать повесть «Капитанская дочка».Изучить «Историю Пугачева».Раскрыть образ Пугачева на основе сопоставления.Методы:Изучение и анализ художественного текста.Изучение критической литературы
План. «Две стороны одной медали».Знакомство.Образ Пугачева.Портрет.Романтические черты.Обращение к фольклору.Народность образа.Роль образа Пугачева в любовном сюжете.Деликатность души.Жизненные позиции.Отношение персонажей к Пугачеву.Пугачевщина.
«Две стороны одной медали». С одной стороны, он дан как историческая личность- талантливый руководитель военных действий повстанцев против правительственных войск 1773-1774 гг.С другой стороны, автор обращаетвнимание на человеческие качества Пугачёва, которые раскрываются вовзаимоотношениях с Гринёвым: эта линия мышления субъективная.
Знакомство. -Первая встреча Гринева с Пугачевым дана при романтических обстоятельствах: степь, буран.-Сон Гринева предвещает дальнейшее развитие этих отношений и является средством раскрытия характера Пугачёва. Здесь присутствуют внешние черты сходства, появляются некоторые качества характера Пугачёва( кровожадность, лукавство), Пугачёв во сне – отец Гринёва хочет его благословить -Постоялый двор, где остановился Гринёв, похож на «разбойничью пристань».
Образ Пугачева Образ Пугачёва как народного вождя показан в свете концепции русского национального характера:
а) ум, сметливостьб) широта натуры.Способность совершать благородные поступки.г) смелость, отвага:д) с одной стороны, сила, возникает даже мотив богатырства: е) память на добро.ж) свободолюбие.
Портрет В романе постоянно говорится о глазах Пугачева. «черные, живые, блестящие с плутовской хитринкой». В их таинственном блеске- сила и притягательность, наполняющая душу «паническим ужасом». («Незваный гость»)
Портрет. В портрете не проявляется эволюция характера, зато одежда указывает на превращение из бродяги в «царя».В главе «Вожатый» Пугачев одет в «оборванный армяк и татарские шаровары», а в главе «Приступ» происходит метаморфоза: «на нем был красивый казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями»
Романтические черты. А)Одиночество. Пугачев одинок даже среди единомышленников. Он понимает, что они готовы его предать, чтобы спасти себя. «Улица моя тесна: воли мне мало. Ребята мои умничают. Они воры. Мне должно держать ухо востро; при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою».
В)С образом Пугачева связан традиционный романтический мотив- мотив разбойников. В главе «Мятежная слобода» наперсниками Пугачёва являются беглый капрал Белобородов и ссыльный преступник Хлопуша, которые ведут между собой разбойничьи разговоры- Тебе бы всё душить да резать… Сам в могилу смотришь, а других губишь.- …я губил супротивника, а не гостя; на вольном перепутье да в тёмном лесу, не дома, сидя за печью; кистенём и обухом, а не бабьим наговором.
Г)Образ Пугачева связан с романтической символикой: Гринёв впервые встречает его в буран; во «дворец» мнимого государя он попадает ночью. Романтические черты в портрете: «сверкающие», «ястребиные» глаза, «широкий» кулак.
Обращение к фольклору. Подчёркнута чисто народная стихия. Те главы, где появляется Пугачёв, обыкновенно имеют эпиграф из народных песен, где воспевается «добрый молодец».«…Завезла меня, доброго молодца,Прытость, бодрость молодецкаяИ хмелинушка кабацкая».
Народность образа. Народность образа Пугачева особенно ярко выражается в его речи. Много пословиц, поговорок, устойчивых выражений.«В огороде летал, конопли клевал; швырнула бабушка камушком- да мимо».«…небо с овчинку показалось…»«…ступай себе на все четыре стороны…»«…Будь он семи пядень во лбу, а от суда моего не уйдет…»«Долг платежом красен».
Роль образа Пугачева в любовном сюжете. Гринев пытается понять роль Пугачева в своей судьбе, в судьбе Маши.Пугачев, следуя народной нравственности, заступается за сироту, по- отечески сочувствует Гриневу и предлагает даже сыграть свадьбу и попировать.
Деликатность души Испытание Пугачева. Самозванец, желая помиловать «знакомца», отступает от своего долга. Преодоление конфликтной ситуации рисует нам духовно богатую личность Пугачева. Он проявляет мудрость и доброту, нам открывается редкая деликатность души.
Жизненные позиции Пугачева. Они раскрываются в диалогах с Гриневым, в сказке старой калмычки об орле и вороне.«Поздно мне каяться. Для меня не будет помилования. Буду продолжать как начал».«…чем триса лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там Бог даст!»
Отношение других персонажей . Гринев:-Пугачев- смышленый мужик. Изверг, злодей для всех, кроме меня.Савельич:-Пьяница оголелый, проходимец.Отец Гринева:-Мятежник.
До самого конца продолжается борьба двух начал в Пугачеве, который находит в себе силы достойно уйти из жизни, исполнить последний долг.«Пугачев стал прощаться с народом; кланялся во все стороны, говоря прерывающимся голосом: «Прости, народ православный; отпусти мне, в чем я согрубил перед тобою; прости, народ православный!» А. С. Пушкин «История Пугачева».
Пугачевщина В «Истории Пугачевского бунта» Пушкина интересовала прежде всего «пугачевщина». Повесть Пушкина вобрала в себя богатый материал, освоенный и обобщенный в «Истории Пугачевского бунта». В «Истории Пугачевского бунта» последовательно описан ход восстания; противостояние лагерей, расслоение внутри каждого из них, действия бунтовщиков и правительственных начальников.
Пугачевщина. А в «Капитанской дочке»….«Неожиданным происшествием явилась «пугачевщина». Пугачевщина имела решающее влияние на жизнь героев. Она обусловила не только ход событий, но и судьбы героев, она способствовала благоприятному разрешению любовной коллизии(Гринев- Маша), грубо разрушенной старшим Гриневым.
Вывод История вывела Пугачева из-под своих таинственных покровов, сделав символической фигурой, жуткой в своей реальности и одновременно волшебной, почти сказочной. Прототип пушкинского Пугачева - реальное историческое лицо, самозванец, глава восставших. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке, подлинными историческими фактами, которые упомянуты Гриневым.
Вывод. Но Пугачев в повести не тождественен своему историческому прототипу. Образ Пугачева - сложный сплав исторических и фольклорных элементов, это образ- символ, развертывающийся, как и любой символический образ, в нескольких, порой взаимоисключающих, смысловых плоскостях.
Литература А.С.Пушкин «Капитанская дочка» Литература 8 класс. М. «Просвещение» 2006.А.с.Пушкин «История Пугачева» Башкирское книжное издательство Уфа. 1978.Г.П.Макагоненко «Капитанская дочка» А.С.пушкина Л. «Художественная литература» 1977Г.И.Беленький Литература 8 классю Методические советы. М. «Просвещение»2001